Традиционная олимпиада по лингвистике. Московская открытая традиционная олимпиада по лингвистике и математике Традиционная лингвистическая олимпиада




Уникальное соревнование для школьников 8-11 классов. Участникам не требуется никакой специальной лингвистической подготовки: главное - языковая интуиция и способность к логическим рассуждениям...

Состязания проходят в два этапа: отборочный (проводится онлайн) и заключительный, который состоит из двух очных туров. Победитель определяется по совокупности результатов, показанных на очных соревнованиях.

Очные туры проходят одновременно в разных городах России. На каждом туре участник получает 5 задач, для решения которых достаточно той информации, которая содержится в условии. В заданиях каждой олимпиады используется 15-20 различных языков.

Важнейшая составляющая олимпиады - разбор задач: задания первого тура обсуждаются накануне второго, а материалы второго тура - непосредственно перед церемонией награждения. Специалисты знакомят школьников с ходом решения каждой задачи и интересными языковыми фактами, связанными с ней.

Что нового

Как участвовать

  1. Зарегистрируйтесь на олимпиаду. О начале регистрации организаторы сообщат дополнительно.
  2. Выполните задания заочного этапа в личном кабинете.
  3. Дождитесь результатов в личном кабинете и списков участников очного этапа на сайте олимпиады.
  4. Найдите ближайшую к вам площадку проведения очного этапа и зарегистрируйтесь на нее. Список площадок будет опубликован на сайте олимпиады. Распечатайте титульный лист и бланки для решения задач из личного кабинета.
  5. Приходите на оба очных тура.
  6. Дождитесь результатов, посмотрите работу, если есть вопросы по проверке - задайте их жюри.
  7. Приходите на показ работ и награждение.

Институт лингвистики РГГУ проводит различные лингвистические конкурсы и олимпиады. Эти соревнования различаются уровнем сложности задач и количеством участников.

Самое массовое соревнование (в 2012 году в нем приняло участие почти 3 млн школьников) - Всероссийский конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех». Центральный оргкомитет этого конкурса находится в Кирове, а Институт лингвистики осуществляет научно-методическое руководство конкурсом и занимается подготовкой задач конкурса.

Следующим по массовости является Лингвистический конкурс Турнира им. М.В. Ломоносова, проводимый в Москве и более чем в ста других городах. Ежегодно в нем участвуют около пятидесяти тысяч школьников.

Для школьников, почувствовавших склонность заниматься лингвистикой, проводится Московская традиционная олимпиада по лингвистике (одновременно по той же программе проводится олимпиада в Санкт-Петербурге и некоторых других городах, а также онлайн). В Москве в олимпиаде ежегодно принимают участие около пятисот школьников.

Наконец, . На ней собираются около ста школьников из разных стран. Москва обычно представлена командой из 4-х человек, отобранных по результатам Московской олимпиады.

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех»

Конкурс «Русский Медвежонок - языкознание для всех» - младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру - математика для всех». Впервые «Медвежонок» был проведен в 2000 году по инициативе Кировского Центра дополнительного образования одаренных школьников при поддержке Института лингвистики РГГУ и Российского Оргкомитета «Кенгуру».

Интерес к игре вырос взрывообразно: если в «Медвежонке–2000» участвовали 64000 школьников, то через год в «Медвежонка» играли уже более 259000 школьников из России, Украины, Белоруссии и Латвии, а в 2012 - уже почти 3 млн. школьников из 20 стран!

У массовости «Медвежонка» две причины. Во-первых, он доступен. Игра проводится прямо в школах, занимает всего около полутора часов, и участвовать в ней могут все желающие; записывать решения не нужно - достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на специальном бланке; среди 30 заданий есть как трудные, так и совсем легкие, так что почти каждому участнику удается верно выполнить хотя бы несколько из них. Во-вторых, составители стараются подбирать задания, требующие не только (и не столько) знания правил, но и общей культуры, логики и размышления, а порой - и чувства юмора. Ведь главная цель игры - показать красоту русского языка, преодолеть представление о нем как формальном и скучном предмете.

Лингвистический конкурс Турнира им. М.В. Ломоносова

Международная олимпиада по лингвистике

C 2003 года каждое лето проводится Международная олимпиада по лингвистике . Идея подобной международной олимпиады принадлежит преподавателям Института лингвистики РГГУ. В 2014 году прошла двенадцатая Олимпиада - в Пекине, Китай.

В отличие от всех уже упомянутых олимпиад, в МОЛ не может участвовать каждый желающий. Для участия в международной олимпиаде отбирается команда из четырёх человек - победителей Традиционной олимпиады по лингвистике. Из России по уже сложившейся традиции в международной олимпиаде участвуют две команды - победители Олимпиад в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

С каждым годом количество стран-участниц растёт. Если в первой Олимпиаде в болгарском Боровце приняли участие представители только 6 государств, то во время двенадцатой олимпиады в Пекине между собой состязались уже 39 команд из 28 стран!

Московская традиционная олимпиада по лингвистике - ежегодная олимпиада для школьников, проводимая в Москве двумя университетами - МГУ и РГГУ . В 2008 году прошли два тура - 16-го и 30-го ноября. Награждение победителей состоялось 21 декабря в МГУ.

В 2006 году олимпиада стала региональной - в ней могут принимать участие не только жители Москвы, но также жители других городов и населённых пунктов.

История олимпиады

Своим существованем Олимпиада обязана А. Н. Журинскому . Ещё будучи студентом 3-го курса Отделения структурной и прикладной лингвистики филфака МГУ, А. Н. Журинский предложил провести олимпиаду по лингвистике для школьников старших классов. Сложившаяся к тому времени традиция проведения математических олимпиад МГУ стала для лингвистической Олимпиады чем-то вроде отправной точки; но у лингвистов, в отличие от математиков, ещё не было опыта в составлении задач для школьников. Корпус задач для первой Традиционной Олимпиады по лингвистике и математике (назвав самую первую олимпиаду традиционной, её организаторы выразили свою уверенность в дальнейшем успехе) А. Н. Журинский подготовил вместе с В. В. Раскиным и Б. Ю. Городецким.

История Олимпиады начинается с 1965 года, когда по приказу ректора МГУ И. Г. Петровского и при активном участии В. А. Успенского филологическим факультетом МГУ была проведена Первая Олимпиада. Время проведения несколько раз менялось - Олимпиаду проводили то поздней осенью, то весной. Но в 1993 году Оргкомитет XXIV Олимпиады окончательно решил перенести срок на конец ноября: во-первых, весной обычно проходят олимпиады по школьным предметам, а во-вторых, ученики выпускных классов заняты подготовкой к поступлению и зачастую просто не имеют времени прийти.

Шесть лет - с 1982 по 1988 гг. - Олимпиады не проводились в связи с ликвидацией в 1982 г. кафедры структурной и прикладной лингвистики. Весной 1988 года состоялась так называемая нулевая Олимпиада, на которой школьникам предлагались старые задачи. А начиная с 1989 года Олимпиада снова проводится регулярно, каждый год. В 1989-1991 гг. её организуют совместно МГУ, МГИАИ - Московский государственный историко-архивный институт - и Институт иностранных языков им. Мориса Тореза (ныне МГЛУ). В 1991 году на базе МГИАИ создается Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ); возникает Факультет теоретической и прикладной лингвистики (ФТиПЛ). Московский государственный лингвистический университет отходит от участия в организации Олимпиады в 1991 году, и с этого времени её проводят совместно филологический факультет МГУ и ФТиПЛ РГГУ.

Участники олимпиады

Участвовать в олимпиаде может любой школьник, но как правило это - школьники с 6 по 11 класс, ученики технических или гуманитарных специальностей. Все участники делятся на четыре категории - участники 8 класса и ниже, участники 9, 10 и 11 классов.

Участие в олимпиаде не требует предварительной заявки. Необходимо лишь узнать дату проведения первого тура в этом году (она появляется на сайте олимпиады ближе к ноябрю, а также сообщается на Турнире Ломоносова) и место проведения (обычно - МГУ).

Проведение олимпиады

Олимпиада проводится в два тура с перерывом в 14 дней (2 недели). Сначала в воскресенье с 10 часов до 15 часов дети пишут олимпиаду в первом гуманитарном корпусе МГУ. Им раздаются брошюры с задачами. Как правило, для участников из одной параллели предназначено 5 задач. Задачи в брошюре различаются по уровню сложности (чем старше школьники, тем более сложные задачи им предлагаются), некоторые из задач предназначены для нескольких классов. На втором туре имеется также задача 0 на знание языков. Через две недели после первого тура, в субботу вечером, проходит разбор задач, а на следующий день - второй тур, уже в РГГУ. Через две-три недели проходит разбор задач второго тура и награждение. Во время олимпиады детям предлагаются бутерброды и чай.

Задачи

Задачи олимпиады относятся к типу «самодостаточной лингвистической задачи», о котором писал А. Н. Журинский . Примеры:

Подобные задачи используются и для конкурса по лингвистике турнира Ломоносова .

В качестве языков, употребляемых участниками для ответа на задачу 0 иногда выступают как языки, придуманные самими участниками (тогда проверить правильность решения становится затруднительно), так и языки программирования (в большинстве случаев при компиляции или интерпретации возникают ошибки).

Критерии оценок

Критерии оценок держатся в секрете. Довольно трудно сказать, что должно быть в «идеальном» решении задачи. Но ясно, что ответы без объяснения оцениваются низко. Оценивается решение задач более старшего класса (однако, неясно, насколько сильно это влияет на результаты общего зачёта; бесспорно, лучшие решения за такое могут выдаваться). За решение задач младшего уровня баллы не начисляются.

Награждение

Традиционным элементом награждения является прочтение протокола заседания жюри. Награждение происходит в два этапа. Сначала вручаются призы за отличные или хорошие решения отдельных задач (обычно призы вручают авторы задач, если они присутствуют в зале). Затем награждаются участники за сумму достигнутых результатов. Существует четыре категории суммарных наград - похвальный отзыв и дипломы трёх степеней. В качестве призов выступают словари, учебники языков, книги по лингвистике (иногда довольно редкие и потому ценные). Также вручается приз решательских симпатий автору лучшей по мнению школьников задачи.

Элементы математики в задачах

Задачи на математику как таковую даются неявно, в совокупности с лингвистикой. К примеру, даются числительные какого-либо языка и требуется определить закономерности в данном языке, для установления которых требуется математика. Однако, следует отметить, что решения задач нужно порой обосновывать, делая умозаключения, доказывая правильность решения - примерно так, как это происходит при доказательстве решения математической задачи.

Составление задач

Задачи сочиняются в течение всего года. Обычно путь задачи таков:

1. Автору задачи, который замечает интересный факт (или несколько таких фактов) в каком-либо языке (или языках), приходит идея написать задачу. Он, собирая материал (делая исследования, справляясь в грамматиках и словарях, работая с носителями языка), пишет черновик задачи.

2. Если автор черновика не состоит в задачной комиссии олимпиады (ЗК), то он отсылает черновик кому-либо из её членов (например, И. Б. Иткину). Член ЗК может не принять задачу (если он понимает, что на данном материале задача невозможна в принципе, либо если подобное явление уже было «озадачено»), может отредактировать её или послать автору на доработку, высказав свои замечания и пожелания, или может сразу отправить в «портфель» ЗК, если задача по его мнению хорошая.

3. Если задача оказалось в «портфеле» ЗК, это значит, что задачу рассмотрят на заседании (-ях) ЗК, на которых несколько членов ЗК будут совместно её редактировать (если они решат, что задача «имеет право на жизнь»). В итоге ЗК решает, как будет выглядеть окончательный вариант задачи, на какую олимпиаду задача пойдёт (кроме собственно Московской олимпиады задача может быть отправлена на Международную олимпиаду, на олимпиаду Летней лингвистической школы, на конкурс по лингвистике Турнира Ломоносова или на конкурс «Русский медвежонок») и для каких классов она будет предназначена.

4. За месяц-два до олимпиады председатель ЗК или кто-то из её членов составляет макеты брошюр с задачами данной олимпиады.

Олимпиада ЛЛШ

Подобная олимпиада по лингвистике проводится и на Летней лингвистической школе. Олимпиада получает промежуточный номер (в июле 2008 года на ЛЛШ была 38,5-ная олимпиада, в ноябре-декабре 2008 года московская олимпиада имела 39-й порядковый номер). Состав организаторов обеих олимпиад очень схож. Среди различий необходимо упомянуть отличное деление на классы (10-11 классы решают одинаковые задачи, класс ученика определяется классом, который ученик закончил до школы), распространение задач на листах А4 (в отличие от брошюрок на основной олимпиаде), наличие только одного тура, малый срок проверки задач (олимпиада проводится в середине школы, награждение проводится в конце, а сессия школы длится 9-11 дней).

Олимпиада в Петербурге

В одно время с московской олимпиадой на почти тех же задачах олимпиада проходит и в Санкт-Петербурге.

См. также

Ссылки и примечания

Ученица Фоксфорда о том, зачем лингвисту знать математику и почему к лингвистической олимпиаде можно не готовиться

Победитель Московской традиционной олимпиады по лингвистике

Интерес к математике и иностранным языкам

Я училась в специализированном физико-математическом классе Гимназии № 1 в Новосибирске. Из школьных предметов я больше всего любила математику и немецкий язык.

Немецкий - это второй иностранный язык, который начинается в нашей гимназии с пятого класса. Я начала учить его ещё летом: играла в детские компьютерные игры «Баба Яга учится» и «Болек и Лёлек» и проходила онлайн-курс для начинающих на сайте dw.com. Потом я учила немецкий на курсах DSD (Deutsches Sprachdiplom) и в 11 классе сдала их международный экзамен на знание немецкого языка DSD-II. Его результаты признают все учебные заведения Германии. На экзамене я подтвердила уровень С1 и получила соответствующий сертификат.

На уроках математики мне нравилось находить неожиданные решения в задачах по геометрии. А с десятого класса нам начали читать очень интересный курс по дискретной математике - до него я и не подозревала об этой области науки.

Что такое лингвистика

Многие по ошибке считают, что лингвистика - это изучение иностранных языков. На самом деле лингвист изучает язык как универсальный механизм, обеспечивающий общение между людьми. Знать язык в совершенстве ему не обязательно, но он должен иметь представление о том, как устроены разные языки. Иначе этой наукой невозможно заниматься. Обычно лингвисты знают от 3 до 10 языков - какими-то владеют свободно, на каких-то читают, какие-то понимают на слух. Есть и те, кто знает больше.

Для занятия лингвистикой также необходимо знание математики, потому что математика - это логика. Именно она помогает решать задачи по лингвистике и системно мыслить.

Чтобы понять, с чем работает лингвистика, я могу порекомендовать следующие материалы:

Книги

  • В.М. Алпатов «Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики»
  • В.А. Плунгян «Почему языки такие разные»

Видео-выступления

  • Бориса Иомдина
  • Светланы Бурлак
  • Александра Пиперски
  • Максима Кронгауза

Подготовка к олимпиадам

Я начала писать перечневые олимпиады с седьмого класса. Выбирала гуманитарные предметы: историю, литературу и русский язык, потому что в тот момент увлекалась именно ими. В то же время я открыла для себя Традиционную олимпиаду по лингвистике, и она стала моей любимой.

С начальной школы я участвовала в конкурсе «Русский медвежонок». В нём меня больше всего заинтересовала последняя задача, где нужно было перевести слова с иностранного на русский или наоборот с помощью логики. Позже я с радостью узнала, что в Традиционной олимпиаде по лингвистике много таких задач.

Пример одной из задач олимпиады по лингвистике

Интересно, что к этой олимпиаде вообще не нужно готовиться - для решения задач достаточно применять логику. Но время от времени я всё же решала их для своего удовольствия. Летом больше, так как во время учебного года времени очень мало. Задания я брала на сайте лингвистики для школьников, в сборниках прошлых лет и на сайте Международной лингвистической олимпиады.

Больше всего мне нравятся задачи на числительные, самые простые для меня - задачи на звуковые соответствия.

Я думала, что в этом году выполнила задания олимпиады средне. Поэтому очень обрадовалась, когда узнала, что получила диплом первой степени. При поступлении в НГУ это даёт 100 баллов по русскому или иностранному языку, если ЕГЭ по этим предметам сдано на 75 баллов и выше.

Как устроена Московская традиционная олимпиада по лингвистике

Олимпиада проводится с 1965 года. В последние годы её организуют филологический факультет МГУ, Институт лингвистики РГГУ и факультет филологии НИУ ВШЭ при поддержке Московского центра непрерывного математического образования.

Олимпиада состоит из трёх туров:

1. Отборочный, проходит онлайн.

Её организаторы хотят, прежде всего, выявить людей, способных к лингвистике. Они оценивают способность участников логически рассуждать и применять языковую интуицию.

Знание иностранных языков понадобится при выполнении нулевого задания. Для успешного решения задач по лингвистике важно ориентироваться в других языках и помнить, что их устройство может кардинально отличаться от русского.

Пример нулевого задания по лингвистике

ЕГЭ и поступление в университет

Я сдавала ЕГЭ по русскому, математике и иностранному языку. Именно эти предметы нужны для поступления Новосибирский государственный университет на специальность «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

С репетиторами я не занималась: школьной подготовки и самостоятельных занятий было достаточно. С 9 класса я покупала интересующие меня курсы на Фоксфорде. Например, очень понравился курс по олимпиадным задачам по математике Юрия Блинкова. А в этом году я посещала .

На всех этих курсах были прекрасные преподаватели, увлекательные занятия и интересные домашние задания. Уроки я смотрела в записи, а задачи решала, когда появлялось время. Это было очень полезно: курсы Фоксфорда помогают готовиться и к ЕГЭ, и многим олимпиадам, например, к и Всероссийской олимпиаде школьников.

Результатами по языкам я довольна: по немецкому у меня 97 баллов, по русскому - 98. Еще я просто так писала ЕГЭ по информатике и получила 84 балла. Но к ней я не готовилась, только ходила на уроки.

На днях я с радостью узнала, что зачислена в университет и сентября продолжу изучать лингвистику.

Самым массовым конкурсом является конкурс-игра «Русский медвежонок — языкознание для всех », он проводится каждый год в ноябре в один и тот же день по всей России (а теперь также и в 20 других странах) для школьников 2-11 классов. Участникам предлагаются наборы из 30 тестовых задач с пятью вариантами ответов. Задачи совсем небольшие, но не все из них легко решить: 10 первых действительно просты (они на 3 балла), 10 следующих посложнее и оцениваются в 4 балла, ну, а 10 последних пятибалльных задач имеют настоящую олимпиадную сложность, их удаётся решить только самым подготовленным и сообразительным. В основном задачи на русский язык, но в каждом варианте, как правило, есть и одна-две логические задачи на другие языки, не требующие для решения знания этих языков.

Следующим по массовости является лингвистический конкурс Турнира им. М. В. Ломоносова , который проводится в Москве, а в последние годы ещё более чем в 30 городах в конце сентября начале октября для школьников 8-11 классов (но часто приходят и семиклассники, и шестиклассники). Задачи для этого конкурса составляются не тестовые, как для «Медвежонка», а совсем другого типа так называемые самодостаточные задачи . На Турнире задачи не очень сложные, поскольку цель конкурса привлечь школьников к лингвистике, показать им, что такое лингвистические задачи. Те школьники, которым понравилось решать такие задачи, потом приходят на лингвистические кружки и на Традиционную олимпиаду по лингвистике, которая проводится через полтора месяца после Турнира. Организаторы рассматривают лингвистический конкурс Турнира им. М. В. Ломоносова как предварительный, нулевой тур Традиционной олимпиады по лингвистике.

#