Красивые высказывания дзигоро кано основатель дзюдо. Дзигоро Кано




Основатель этого боевого искусства Кано Дзигоро появился на свет в 1860-м в небольшом приморском городе Микагэ, что поблизости от Киото, бывшей столицы Японии. Его семейство принадлежало к древнейшему самурайскому роду. Пожалуй, именно из-за этого юный Кано с детских лет получал комплексное воспитание. Он был прилежным и старательным в учебе и, что немаловажно, усидчивым.

Когда мальчику исполнилось одиннадцать, вся семья перебралась в столицу страны Восходящего солнца. Там он окончил школу и стал учащимся Имперского института Токио.

Будучи физически слабым мальчиком, Кано приходилось очень нелегко. Кроме того, по японским меркам, он был низкорослым. Таким образом, Кано оказался беззащитным объектом жестоких издевательств и насмешек. Будущий основатель дзюдо, несомненно, немало был удручен таким своим положением. Он старался укрепить свое тело, обратившись к различным видам спорта, включая появившийся совсем недавно в стране Восходящего солнца бейсбол.

Примерно в это же время Кано услышал и о таком боевом искусстве, как дзю-дзюцу, в котором даже небольшая физическая сила давала возможность противостоять активным и сильным атакам.

На пути к совершенствованию

Окончательное решение посвятить себя дзю-дзюцу появилось у него, когда ему было восемнадцать. В эти времена, к сожалению, было тяжело найти себе подходящего наставника для обучения дзю-дзюцу. Но именно в университете он начал-таки практиковать этот вид спорта.

Как говорилось выше, Кано не отличался отличными физическими данными, но он смог в кратчайшие сроки изучить нелегкую технику захватов и бросков. Азы мастерства он брал у своего учителя по имени Яги Тэйноскэ. После этого Кано начал учиться у известного мастера Фукуды.

Довольно быстро он стал считаться одним из лучших учеников этого наставника, несмотря на серьезные требования и большие физические нагрузки. Между прочим, изорванная тренировочная куртка молодого Дзигоро хранится и поныне семейством Кано как одна из главных реликвий. Эта куртка лишний раз доказывает то завидное рвение, с каким он отдавался занятиям.

К сожалению, 52-летний наставник скончался. Тогда Дзигоро решил проводить свои тренировки на самостоятельной основе. Однако вскоре он пришел к единственному верному выводу, что ему ощутимо не хватает соответствующей подготовки. В результате Кано продолжил обучение у известного наставника Масамото Исо, который был сыном основателя данной школы. Однажды на одном из занятий Кано провел бросок чересчур небрежно и таким образом был сразу повержен новичком. Такой урок оказался нужным и своевременным. Он понял, что излишняя самоуверенность может быть весьма опасной и любого противника никогда нельзя недооценивать.

Лучшие дня

После кончины Масамото Кано в очередной раз остался без наставника. Тогда он отправился к Иикубо Цунэтоси, который являлся на тот момент одним из самых искусных мастеров боевых искусств. Эта система сильно отличалась от всех прежних и уделяла колоссальное внимание абстрактной символике, нежели физическим нагрузкам. Главный упор в этой системе делался на бросках.

Летом 1882-го, окончив университет, Кано стал квалифицированным преподавателем литературы, что, по сути, давало ему возможность стать преподавателем высшей интеллектуальной элиты общества Японии. Однако увлечение дзю-дзюцу, которое стало делом всей его жизни, окончательно изменило его судьбу.

Школа Кодокан, или учение распространяется по всему миру

Кано был страшно влюблен в этот вид спорта и свято верил, что данное искусство надо сохранить как некую культурную драгоценность страны Восходящего солнца. При этом он был убежден, что вид спорта можно приспособить и к современным условиям. Одним словом, он хотел систематизировать основные принципы дзю-дзюцу в форме своей школы Кодокан - дисциплина разума и тела, которая воспитывает добродетельную жизнь и мудрость. В теории Кано отталкивался от идей дзэнского патриарха восемнадцатого столетия по имени Такуана.

Основатель дзюдо с упорностью работал над своей системой, развивал ее. Помимо продвижения новой борьбы дзюдо Кано читал биографии и произведения мастеров дзю-дзюцу, дэнсё, всячески анализировал и сравнивал свои тренировки с другими школами.

В самом начале 1883-го в своей школе Кано обустроил скромный небольшой зал. Позднее он смог сделать к этому помещению пристрой. Представители дзю-дзюцу, которые ощущали явную опасность со стороны дзюдо, решили объявить Дзигоро своеобразную войну. Этот период оказался довольно нелегким для этого боевого вида спорта, который боролся за право первенства в Японии, чтобы стать обязательным составляющим культуры всего государства. В результате через несколько лет Кано смог достичь того, чего желал. К этому периоду в стране дзюдо стало уже традиционным. Оно являлось обязательным предметом в школьных и институтских программах. Кроме того, активно открывались отделения его школы Кодокан.

Реализовав свою идею, Кано приступил к реализации очередного своего плана. Он мечтал, что его учение, рано или поздно, станет известно всему миру. Именно поэтому осенью 1889-го Кано отправился в Европу с целью изучить там системы физического воспитания, ну и, конечно же, он хотел познакомить европейцев с дзюдо. В итоге Кано был очень доволен своим первым вояжем в европейские страны. Это принесло свои плоды. Так, на Западе появились отделения и школы дзюдо, мастера, учителя и спортсмены теперь стали выезжать в другие государства на показательные состязания, происходил обмен опытом. К слову, по мастерству дзюдоистов французское государство стало одним из лучших в Европе в те времена. Именно во Франции Кано впервые продемонстрировал свою технику.

Последние двадцать лет прошли в бесконечных путешествиях

Когда началась русско-японская война 1904-1905 гг., большое количество старших воспитанников школы Кодокан, включая адмирала Асано и генерала Хиросэ, не вернулись с баталий. Сам Кано не один раз предостерегал японских граждан от излишней самоуверенности после якобы триумфальных побед Японии над Россией и Китаем.

В 1908-м парламент Японии решил принять закон, связанный с обязательным обучением дзюдо и кэн-до в общеобразовательных школах. Широта воззрений Кано на проблемы физического воспитания дала возможность заниматься вопросами и других видов спорта. Так одной из главных заслуг мастера считается создание и организация Легкоатлетического союза Японии. Кроме того, благодаря усилиям Кано, появилась и Ассоциация любительского спорта страны. Это было в 1911-м.

Примерно в это же время Кано был избран первым членом Международного Олимпийского комитета от Японии. Он добросовестно трудился в этой организации, но при этом занимал достаточно неоднозначную позицию по отношению к введению дзюдо в программу Олимпийских игр. Кано был обеспокоен ростом спортивных побед и искренне боялся, что олимпийский вид спорта сможет стать реальным орудием национализма. Конечно же, он всегда одобрял открытые международные состязания, однако не хотел, чтобы эти соревнования стали формой противостояния между разными государствами и мерилом расового превосходства. К слову, дзюдо вошло в список олимпийских видов спорта лишь в 1964-м, т.е. спустя пару десятилетий после кончины Кано. Демонстрируемое на олимпийских играх дзюдо имело крайне мало общего с идеалами этого вида спорта.

С 1910-го Кано продолжал преподавать и путешествовать. Когда ему было 60, он ушел с должности директора высшего педагогического училища Токио и решил отправиться в длительный вояж по европейским странам и США.

В целом за свою жизнь он смог пересечь океан тринадцать раз. Ему удалось посетить четыре континента. Он искренне наслаждался приятными напитками и хорошей кухней Востока и Запада. Он буквально ненавидел курение и даже отказывался от присутствия на банкете, где было разрешено курить. Кано оказался покровителем традиционных японских искусств, в том числе классической музыки и танцев. Его интересовали серьезные разговоры о международных и внутренних делах. Зачастую такие споры в Кодокане затягивались допоздна.

Он умер в 1938-м во время очередного своего путешествия. После его смерти распространением дзюдо начал заниматься его сын Рисеи Кано.

Кано Дзигоро, отец современного дзюдо, родился в 1860 г. в маленьком приморском городке Микагэ, недалеко от Киото. Отпрыск небогатого самурайского рода, он с ранних лет проявлял склонность к гуманитарным наукам, был трудолю бив и усидчив. После революции Мэйдзи семья в 1871 г. переехала в Токио, и Кано, окончив среднюю школу, поступил в Токийский имперский университет. В студенческие годы он впервые стал серьезно задумываться над возможностью достижения гармонии тела и духа. Окончательное решение посвятить себя дзю-дзюцу созрело у юноши только к восемнадцати – возраст уже весьма почтенный для начала занятий любым видом спорта. Тем не менее Кано, не отличавшийся идеальными физическими данными, сумел в короткий срок освоить трудную технику захватов и бросков. Основы мастерства Кано перенял у наставника Яги Тэйноскэ. Затем он последовательно обучался у таких признанных авторитетов, как Фукуда Хатиноскэ и Исо Масатомо из школы Тэнсин синьёрю, а также у Икубо Цунэтоси из школы Кито-рю. Тем временем, окончив университет, Кано поступил в высшую школу пэров, привилегированное учебное заведение, открывавшее доступ к важным государственным постам. И все же победила любовь к воинским искусствам. В 1882 г. Кано открыл при храме Эйсё в Токио собственную спортивную школу Кодокан.

Считается, что технический комплекс приемов Кодокана был завершен в 1887 г. и в течение десятилетий оставался неизменным Однако над теорией дзюдо и в особенности над морально-этическими проблемами изучения воинских искусств Кано продолжал работать еще долгие годы. Окончание этого труда знаменовалось созданием в 1922 г. Культурного общества Кодокан (Кодокан бунка кёкай), лозунгами которого стали заповеди Кано: (Сэйрёку дзэнъё) и (Дзита кёэй).

Поясняя физические предпосылки своего учения, вытекающие из освященных тысячелетиями законов кэмпо, Кано пишет:

Что же, в сущности, означает “мягкость”, или Чтобы ответить на этот вопрос, предположим, что мы оцениваем силу человека в единицах. Допустим, сила стоящего передо мной человека равна 10 единицам, а моя сила меньше и равна 7 единицам. Итак, если противник толкнет меня изо всех сил, я упаду или отшатнусь даже в том случае, если напрягу для сопротивления все свои силы. Произойдет же это оттого, что я приложил все силы, пытаясь выстоять, и таким образом противопоставил силу силе. Но если бы я, наоборот, уступил его силе, отодвинувшись ровно на столько, на сколько он меня толкнул, заботясь одновременно о том, чтобы сохранить равновесие, противник, естественно, качнется вперед и сам потеряет равновесие.

В этом новом положении он может стать настолько слаб (не в смысле физических данных, а из-за неудобной стойки), что сила его составит на данный момент только 3 единицы вместо нормальных 10. Между тем я, удерживая равновесие, сохраняю всю свою силу, равную 7 единицам. Сейчас на моей стороне преимущество, и я могу нанести поражение противнику, использовав лишь половину своей силы, то есть 3,5 единиц против 3, что оставляет мне еще 1/2 силы для использования по необходимости. Конечно, если бы у меня была сила больше, чем у противника, я мог бы его просто оттолкнуть, но даже если бы я захотел его оттолкнуть и обладал необходимой для того силон, все равно лучше было бы вначале уступить, ибо тем самым я бы сэкономил много энергии и утомил противника>.

Был ли Кано новатором? И да, и нет. С одной стороны, он просто обобщил, подытожил и фундаментально мотивировал достижения предшественников, которые давно уже вывели базисные постулаты дзю-дзюцу, отталкиваясь от китайского цюань-шу:

Трезво оценивать свои возможности и данные противника с тем, чтобы использовать малейшее его усилие в своих интересах.

Уклоняться от атак противника, утомляя, изматывая и раздражая его.

Стремиться привести противника в невыгодную позицию, оставаясь в выгодной.

В нападении и защите всегда видеть уязвимые места противника.

В бросках эффективно использовать механизм рычага.

Применять для удержания болевые захваты и замки.

В случае необходимости применять удары по уязвимым точкам, добиваясь болевого шока.

С другой стороны, принцип, сформулированный Кано, содержал в себе много нового по сравнению с техническими достижениями мастеров дзю-дзюцу.

Сделав выбор, Кано не остановился на достигнутом. В свободное от тренировок время он неустанно штудировал биографии мастеров дзю-дзюцу, старинные дэнсё, посещал занятия в других школах, изучал, анализировал, сравнивал. Человек новой формации, Кано легко перешагнул через барьеры средневекового консерватизма, запрещавшие самураю выход за пределы своего клана, своей школы, своей секты, делавшие его во всех отношениях рабом традиции. В исканиях и экспериментах Кано руководствовался сознанием общественной значимости воинских искусств, и особенно дзюдо, для поколения, которому предстояло, отказавшись от канона, создавать новую мораль и идеологию, адекватную новой эпохе. Но учение его, как доказывает история, не было узконациональным, призванным удовлетворять насущные нужды растущей империи,- оно было рассчитано на века и предназначено для людей Земли, а не государств и правительств. Вот как описывает сам профессор Кано свой путь к созданию нынешнего дзюдо:

Я изучал искусство дзю-дзюцу у многих знаменитых мастеров позднего феодализма, которые были еще живы в пору моей юности. Их наставления обладали большой ценностью, так как являлись результатом глубоких исследований и долговременных опытов. Однако все эти наставления давались не в виде приложения к некоему всеобъемлющему принципу, но лишь как независимые изобретения отдельных специалистов. Обнаруживая различия в технике, я часто оказывался в затруднении, не зная, что здесь верно, а что нет, и чему следовать предпочтительнее. Такое положение привело меня к мысли о необходимости более тщательно изучить предмет. В результате я убедился, что, какова бы ни была цель, будь то нанесение удара в определенное место или проведение броска определенным способом, всегда должен существовать единый всеобъемлющий принцип, управляющий всей сферой, и этот принцип – оптимальное, наиболее эффективное использование духовной и физической энергии, направленное на достижение конкретной цели. Сформулировав основополагающий принцип, я снова, под иным углом зрения, изучил разнообразные методы нападения и защиты, которые преподавались в то время и были в пределах моего досягания. Все их достоинства я сверял с данным принципом. Так я мог сохранить все те, что соответствовали найденному принципу, и устранить те, что ему не соответствовали…> Кано был первым из современных мастеров воинских искусств в Японии, кто начал применять к своим дисциплинам понятие До (Путь, или кардинальный принцип) в противоположность прежнему дзюцу (искусство, мастерство, метод) или гэй (искусство). Различия между дзюцу и До, по крайней мере применительно к Японии, можно трактовать как мировоззренческую антиномию между изначальной установкой на прикладное действие, внешний эффект, с одной стороны, и внутреннее совершенствование, достижение этического идеала – с другой. Кано убедительно поясняет:Как и все мастера воинских искусств за последние несколько веков, Кано не был пионером, первооткрывателем, но лишь талантливым учеником и продолжателем, сумевшим свести воедино и с блеском использовать наследие древних мастеров. Кстати, даже сам термин дзюдо не был изобретением. В эпоху Токугава термином дзюдо выявляла специфику своего искусства одна из многочисленных школ дзю-дзюцу, Дзикисинрю, о чем Кано было хорошо известно. С. единственной целью подчеркнуть отличие своей школы от предшественников он и ввел применительно к новому дзюдо название Кодокац – Клуб постижения Пути.

Как мы уже знаем, в молодости Кано изучал дзю-дзюцу у мастеров Тэнсин синъёрю (школы Истинной сути души Неба) и Киторю (школы Подъема и ниспровержения). Последняя, видимо, сыграла решающую роль в оформлении теоретической базы дзюдо. Учение Киторю, по преданию, зиждется на двух секретных трактатах, переданных в XVII в. дзэнским патриархом Такуаном основоположникам школы.

Труды эти были невелики по объему, но содержали важнейшие принципы кэмпо, связанные с дзэнской практикой медитации и всестороннего аутотренинга.

Заимствуя наиболее рациональные элементы из учений старых мастеров, Кано в практике своей школы придавал исключительное значение духовному аспекту тренировок. Он считал, что дзюдо как жизненный Путь приобретает смысл лишь будучи интерпретировано на всех уровнях психического и интеллектуального совершенствования человека. В исполнении формальных упражнений (ката) и в схватках на татами (оандоои) закаляется воля и укрепляется разум, воспитываются бойцовские качества, столь необходимые в реальной жизни.

Для самого Кано, шедшего для обобщения своей теории трудным путем многолетних экспериментов, наивысшую ценность представлял свободный спарринг, рандори, в котором проверяются все способности бойца, проходит испытание весь его физический и духовный потенциал.В рандори, состязании между двумя партнерами, использующими все свои возможности и соблюдающими все правила дзюдо, оба противника должны быть постоянно начеку, чтобы, отыскав уязвимое место, быть готовыми немедленно атаковать. Подобное состояние духа, общий настрой на изобретательность в нападении помогают воспитать в ученике серьезность, искренность, осторожность, вдумчивость и обоснованность во всех делах. При этом человек также тренируется в принятии быстрых решений и совершении внезапных действий, ибо в рандори тот, кто не сумеет решиться быстро и действовать споро, теряет шанс на успех равно в нападении и защите.Развивая свою мысль, Кано писал, что никто из участников схватки не может с уверенностью предсказать, что именно предпримет противник, и потому каждый должен быть готов отразить неожиданную атаку, а такая готовность способствует достижению высочайшего уровня духовной концентрации.Однако для того, чтобы подняться к вершинам мастерства и обрести высшую мудрость в поединке, изучающему дзюдо нужно сначала овладеть основами техники, добиться полного контроля над телом и духом, Кано и его последователи детально разработали методику обучения дзюдо, и многое в их теории может быть спроецировано на другие виды борьбы, будучи квинтэссенцией классического кэмпо.

В дзюдо схватка, как известно, подразделяется на три основных элемента: подход, или подготовка к проведению приема (цукури), атака, или собственно проведение приема (какэ), и реакция обороняющегося на прием, заключенная в удачном или неудачном падении (укэми).

Кано придавал большое значение цукури. Он четко сформулировал старый принцип кэмпо, которому вот уже более века следуют все дзюдоисты и самбисты мира: проводить бросок с минимальным приложением силы, выведя противника из равновесия. В Кодокане были разработаны многочисленные хитроумные способы (куд-зуси) в канонических восьми направлениях с использованием разнообразных финтов.Кано и его последователи при разработке программы Кодокана заимствовали многие принципы атэ-вадза из техники активно действовавших в начале XX в. окинавских мастеров каратэдо, которые как раз занимались пропагандой и внедрением своего искусства на Японских островах.Конечной целью дзюдо Кано считал воспитание человека в духе уважения принципа, укрепление тела и духа каждого во имя совместного процветания. Рассуждая логически, наиболее результативное приложение силы можно рассматривать именно как способ достижения взаимного благоденствия, но Кано был склонен к иной интерпретации своего учения: .Сто лет назад первые ученики Кодокана кровью расписывались под уставом школы:я не посрамлю своей школы;без разрешения не стану рассказывать и показывать преподанных мне секретов мастерства;без разрешения не стану обучать дзюдо;вначале как ученик, затем как наставник всегда буду неотступно следовать правилам додзё>.Сегодня эти клятвы стали достоянием истории. Дзюдо перешагнуло узкие рамки школы, выйдя на всемирную олимпийскую арену. Но миллионы людей во всех уголках планеты воплощают в жизнь заветную мечту Кано Дзигоро, мастера воинских искусств и замечательного философа, писавшего под псевдонимом Киити Сай – Вместилище Единства.

Дата: 2012-06-19

Отец дзюдо Дзигоро Кано появился на свет 28 октября 1860 года в Микаго, Япония. В 1871 году, к тому времени, когда Кано было 11 лет, его семья переезжает в Токио, там он оканчивает среднюю школу и поступает в имперский институт Токио. Решение отдать себя дзю-дзюцу появилось у него к 18-ти годам. Дзигоро, не отличавшийся превосходными физическими данными, сумел в небольшие сроки изучить тяжёлую технику бросков и захватов. Все азы мастерства он взял у своего наставника Яги Тэйноскэ. Помимо этого, он учился у множества известных мастеров, в том числе Икубо Цунэтоси из школы Кито-рю, Фукуда Хатиноскэ и Исо Масатомо.

В 1882 году Кано Дзигоро открывает собственную спортивную школу Кодокан при храме Эйсе в Токио. Кано упорно трудился над своей системой, развивая её. Помимо продвижения дзюдо Дзигоро читал биографии и книги мастеров дзю-дзюцу, дэнсё, исследовал и сравнивал свои занятия с другими школами. Его обучение нельзя назвать узконациональным, оно было продуманно на долгие года, а также для широкого круга населения. В январе 1883 года Кодокан перемещается из храма Эйсе в скромный небольшой зал. Новый зал был небольшим, вследствие этого Кано сделал к помещению пристройку. В конце 19 столетия представители джиу-джитсу, ощущая опасность со стороны дзюдо, объявили Дзигоро Кано войну. Эти годы оказались довольно непростыми для дзюдо, которое сражалось за право первенства в Стране восходящего солнца, чтобы быть обязательным составляющим культуры страны. В течение несколько лет Кано достиг, чего желал, и приступил к выполнению следующего плана – он хотел, чтобы о его учении узнал весь мир.

13 сентября 1989 года Дзигоро Кано начал направлять дзюдо на запад. Он поехал в Европу для изучения имеющейся там системы физического воспитания и для того, чтобы познакомить людей с дзюдо. К этому времени у себя на родине дзюдо стало традиционной формой обихода, в том числе и неотъемлемым предметом в школьных и институтских программах. Активно открывались отделения Кодокана. В следующем году Кано приехал в европейские города: Берлин, Стокгольм, Роттердам, Лондон, Париж, Брюссель, Амстердам и Лион. Его поездки принесли свои плоды. За рубежом стали открываться отделения и школы дзюдо, учителя, мастера и спортсмены начали выезжать в другие страны, на показательные состязания, стал происходить обмен опытом. Самое интенсивное становление дзюдо было во Франции, где Кано первый раз показал свою технику. По мастерству дзюдоистов Франция одна из первых стран в Европе. В последнее время жизни Кано начал сильно болеть, у него болели внутренние органы, и развился шейный радикулит. Великий мастер дзюдо, возвращаясь, домой на судне после своей очередной поездки, заболел тяжёлым воспалением лёгких и погиб 4 мая 1938 года. После его гибели распространением дзюдо стал заниматься его сын, Рисеи Кано.

Дзигоро Кано - один из выдающихся представителей японской культуры, основатель дзюдо. Однако мало кто знает, что его заслуги не ограничиваются только этим: он занимался развитием образования не только в Японии, но и за ее пределами. Был популяризатором спорта, первым членом Международного олимпийского комитета, представляющим Азию.

Детство

Дзигоро Кано родился 28 октября 1860 года в префектуре Хего, Япония. Ему посчастливилось появиться на свет в обеспеченной семье.

Его отец, Дзиросаку Кирешиба, был 4-м сыном синтоистского священника, а его мать, Садако, была дочерью богатого пивовара. Дзигоро был их третьим сыном. В младенчестве его назвали Шинносуке, но впоследствии это имя заменили на Дзигоро. Он провел свое детство в деревне Микаге-мура с матерью, двумя старшими братьями и двумя сестрами.

Его мать умерла в 1869 году, когда Дзигоро было всего 10 лет. В то время в Японии происходили драматические события (в это время Эдо стал Токио). Дзигоро был отправлен вместе со своим отцом в столицу, когда ему было 11 лет. С самого раннего возраста мечта мальчика заключалась в том, чтобы отправиться в Эдо и сделать там себе имя.

Воспитанием детей занималась мать, именно от нее Дзигоро узнал о важности служения другим. Она была строга, прививая малышам хорошие манеры. С другой стороны, она также научила его нежности и сердечному отношению к другим.

У отца Дзигоро было свое дело, которое вынуждало его постоянно перемещаться между Эдо и Осакой. Позже, когда к власти пришло правительство Мэйдзи, он поступил на государственную службу.

Остро осознавая важность хорошего образования, он нанял конфуцианских ученых для обучения своих сыновей кандзи (китайские иероглифы) и каллиграфии. Отец был достаточно прогрессивен в своем мышлении, чтобы дать согласие на просьбу Дзигоро в возрасте 14 лет обучаться западным языкам и наукам в Икуэй Гидзюку.

Студенческие годы

Поступив в Икуэй Гидзюку, Кано жил в общежитии школы. В следующем году он поступил в Токийскую школу иностранных языков. Затем ее английский отдел независимым учреждением (правительственная школа английского языка), а Дзигоро начал посещать занятия там. Он окончил Государственную школу английского языка в 1875 году, а затем поступил в государственную школу Кайсей.В 1877 году она стала Токийским университетом, и Дзигоро взяли на первый курс (факультет письма). После его окончания Кано поступил в аспирантуру в качестве специалиста по философии и окончил ее в 1882 году в возрасте 22 лет. Будучи студентом Токийского университета, Дзигоро занимался несколькими видами спорта, в том числе гимнастикой, чтобы укрепить свое тело.

Личность

Он был перфекционистом и традиционалистом, но, в то же время, новатором, интернационалистом и человеком большой щедрости. Что более важно, он был известным педагогом и отцом современных видов спорта в Японии. Но прежде всего Дзигоро Кано был основателем дзюдо.В детстве Дзигоро был физически слабым. Его часто били местные хулиганы, поэтому он пытался укреплять свое тело как мог. Именно это в конечном итоге привело его к созданию дзюдо.На фото - Дзигоро Кано.

Период обучения джиу-джитсу

В возрасте 15 лет в 1875 году первая попытка Дзигоро начать изучение джиу-джитсу провалилась. После 18 лет он узнал, что многие из тех, кто раньше практиковал дзю-дзюцу, стали остеопатами, чтобы зарабатывать на жизнь в трудные времена. Основываясь на этой информации, Йигоро начал искать остеопатов, и его поиск, наконец, привел его в клинику под руководством Саданосукэ Яги, который действительно практиковал дзиу-джитсу. Дзигоро попросил об обучении, но пожилой Яги сначала отказал ему. Дзигоро упорствовал, и ему удалось передать старику свое жгучее желание укрепить тело.

Впечатленный рвением юноши, Яги смягчился и представил Дзигоро Хачиносукэ Фукуда. Тот принял Кано в свое додзе, и с этого момента началось обучение Дзигоро джиу-джитсу. Додзе Фукуды представляло собой комбинацию двух разных школ джиу-джитсу: Йошин рю и Синно синто рю.

Когда Дзигоро исполнилось 19 лет, восемнадцатый президент Соединенных Штатов генерал Улисс Грант посетил Японию. Демонстрация боевых искусств Японии была организована для того, чтобы развлечь генерала, и додзе Фукуда было выбрано местом для демонстрации. Перед генералом Грантом Дзигоро продемонстрировал «рандори» (свободный спарринг), и генерал был очень впечатлен зрелищем.

Вскоре после этого Фукуда умер. Его семья была впечатлена достижениями Дзигоро в додзе, и они попросили его стать преемником Фукуда. Затем Дзигоро стал владельцем додзе Фукуды.

Чтобы продолжить свое обучение, Дзигоро начал заниматься в школе Тендзин Синьо рю под руководством Масатомо Исо. Он быстро получил звание мастера-инструктора и стал помощником инструктора.

Создание дзюдо

Когда Дзигоро исполнился 21 год, группа практикующих джиу-джитсу Ичимон Тоцука из школы Есин-рю провела демонстрацию джиу-джитсу в зале Токийского университета. Именно тогда он впервые понял, что каждая школа джиу-джитсу обладает своими уникальными сильными сторонами. Это осознание стало основой того, что впоследствии стало Кодокан дзюдо Дзигоро Кано. Масатомо Исо умер в следующем году, и, чтобы продолжить развитие джиу-джитсу, Дзигоро начал серьезно изучать другие его школы, чтобы максимально использовать его сильные стороны.

Когда двое его бывших мастеров умерли, он познакомился с Масао Ямамото, мастером школы Кито-рю, и попросил взять его в ученики, на что Ямамото ответил согласием. В возрасте 22 лет, в 1882 году, Дзигоро Кано стал преподавать в Гакусюине (университет в Токио), а также открыл собственный зал в храме Айшодзи. Используя деньги, которые он заработал, он подготовил додзе на 12 циновок, которое он назвал Кодокан.

В это время он также изменил название своей школы с «джиу-джитсу» на «дзюдо», тем самым положив начало Кодокан дзюдо. Собирая студентов и преподавая дзюдо, он начал включать в свою философию дзюдо принципы развития тела, разума и характера. В следующем году Дзигоро перенес свой додзе Кодокан сначала на склад Кобюнкан в районе Канда в Токио, а затем на другой участок в районе Коджимачи (Kojimachi Kaminiban-cho). Все это время он продолжал использовать знания, полученные в разных школах джиу-джитсу, чтобы совершенствовать свои собственные методы дзюдо для выведения из равновесия противника и проведения бросков.

Период развития дзюдо

В 27 лет Кано получил покровительство одного из японских аристократов, который интересовался философией дзюдо Дзигоро Кано, и тот смог переместить свое додзе на просторный участок в районе Фудзими (Кудансафуэ Фудзими-чо) в Токио. Это был также период его наиболее интенсивных исследований. Интерес к способам выведения из равновесия и броскам все увеличивался, и с каждым годом число людей, ходатайствующих о приеме в додзе Кодокан, росло. Студенты из додзе Кодокан начали участвовать в различных соревнованиях, а спустя некоторое время название Кодокан дзюдо признали практически повсеместно. В 1889 году, находясь на пути в Европу, 29-летний Дзигоро Кано продемонстрировал дзюдо на борту корабля, главным образом иностранным пассажирам. Они были поражены той легкостью, с которой человек мог бростить превосходящего его по весовым параметрам партнера. Сила Кодокан-дзюдо стала известна за пределами Японии. В 1893 году в районе Коисикава был построен новый додзе на 100 циновок. Туда были допущены первые иностранцы.

Работа в Гакусюине

Помимо создания Кодокан дзюдо, Кано также оставил впечатляющее наследие как «отец физического воспитания», так и как «отец образования». Еще в возрасте 23 лет, будучи учителем в Гакусюине, в дополнение к додзе Кодокан Дзигоро Кано школу репетиторства в Кано Юку и школу Кобун Гакуин с целью обеспечения всестороннего образования, в котором физические, ментальные и моральные аспекты были хорошо сбалансированы. Спустя год, учитывая наступающий век глобализации, он основал школу Кобюнкан для изучения английского языка.Глава Гакусюина любил Дзигоро, сделав его администратором школы в возрасте 26 лет. Таким образом, Дзигоро стал и профессором, и заместителем главы. В этом качестве он начал изучать образовательные системы других стран с целью дальнейшего развития образовательной системы Японии.

В 1891 году 31-летний Дзигоро был назначен советником министра образования, после чего он ушел из Гакусюина. Вскоре после этого он женился на Сумако, дочери видного китайского ученого, доктора Синичиро Такезоя. Впоследствии его назначили на должность директора подготовительной школы Дайго Кото Чугакко в городе Кумамото (Кюсю). Чтобы занять этот пост, он переехал в Кумамото сам, оставив свою жену в Токио.

Дзигоро и Лафкадио Хирн (Коидзуми Якумо)

Всегда горячий защитник физического, умственного и нравственного воспитания, Дзигоро организовал в своей резиденции додзе, где он преподавал студентам дзюдо, таким образом, посеяв семена Кодокан дзюдо в Кумамото. Он пригласил Лафкадио Хирна (Коидзуми Якумо), писателя ирландско-американского происхождения, чтобы преподавать английский язык в своей школе. У Дзигоро была еще большая мечта создать университет в Кюсю, но он был отозван в Токио, прежде чем он смог ее осуществить. Вернувшись в Токио в возрасте 34 лет, Дзигоро Кано занял пост директора отдела в Министерстве образования, а также занял должность директора подготовительной школы Дайичи Кото Чугакко (Колледж искусств и наук в Токийском университете). Он также являлся директором Высшей школы подготовки учителей, в результате чего одновременно выполнял обязанности, соответствующие трем должностям.

Поддержка образования в Китае

Дзигоро стремился содействовать образованию и в других странах.В возрасте 36 лет (1896) у него появились первые китайские ученики из Синкоку и обучил их японскому языку. Впоследствии, с целью обеспечения основы для образования в Китае, он обучал других китайских студентов из Гуаньдуна, Нанкина, Юньнани, Ганьсу и других городов.

Чтобы разместить приезжих студентов, Дзигоро основал школу Кобунгакуин, где обучалось около 8000 иностранцев. Затем они вернулись в Китай, чтобы развивать образование в своей стране. Дзигоро посетил Синкоку, когда ему было 43 года. Там его тепло приветствовали многие из тех, кого он обучал.

Период работы Дзигоро в Токийской школе повышения квалификации учителей

Дзигоро был назначен на пост директора в Высшей школе подготовки учителей, когда ему было 37 лет (1897). Учитывая, что ученики этой школы должны были стать преподавателями, Дзигоро стремился привлечь лучших учителей, чтобы обеспечить им отличное образование. Кроме того, он пригласил в школу замечательных инструкторов дзюдо и кендо для улучшения физического воспитания. Также поощрялось и плавание. Дзигоро беспрестанно искал другие способы улучшения методов обучения. В рамках своих усилий по подготовке учителей самого высокого уровня он обратился в министерство образования с просьбой продлить период обучения для получения сертификата от 3 до 4 лет.

Повышение значимости физического воспитания

С юности Дзигоро занимался различными видами спорта, чтобы укрепить свое тело, и был сторонником физического воспитания для студентов. Основываясь на философии, что физическая и умственная сила являются важными компонентами в формировании человека, Дзигоро обнаружил, что дзюдо - отличный способ преподавать этот принцип студентам.В рамках подготовки к участию Японии в Олимпийских играх в 1911 году была собрана первая национальная спортивная ассоциация Японии (Ассоциация физического воспитания Дай Ниппона), а 50-летний Дзигоро был назначен ее руководителем. В этом качестве Дзигоро работал над формированием японской команды. В 1921 году Дзигоро был назначен почетным председателем спортивной ассоциации Дай Ниппон, тогда ему шел 61 год.

Дзигоро Кано - первый член Олимпийского комитета из Азии

В 1909 году он был приглашен в качестве посла Японии во Францию, чтобы стать членом Международного олимпийского комитета. Барон де Кубертен, основатель современного олимпийского движения, попросил посла найти подходящего человека для этой должности. Услышав, что это было желание барона де Кубертена, Дзигоро принял честь стать первым азиатским членом комитета. В то время ему было 49 лет, и он продолжал оставаться членом МОК до 77 лет.

Олимпийские игры, в которых Дзигоро участвовал в качестве члена МОК:

  • 1912, 51 год / 5-я олимпиада в Стокгольме, Швеция (первое участие).
  • 1920, 59 лет / 7-я олимпиада в Антверпене, Бельгия.
  • 1928, 67 лет / 9-я олимпиада в Амстердаме, Голландия.
  • 1932, 71 год / 10-я олимпиада в Лос-Анджелесе, США.
  • 1936, 76 лет / 11-я олимпиада в Берлине, Германия.

В 1935 году Кано получил премию Асахи за выдающийся вклад в области искусства, науки и спорта. Три года спустя он отправился на встречу МОК в Каире и добился того, чтобы Токио был номинирован на место проведения Олимпийских игр 1940 года, на которых дзюдо было впервые включено в программу.

Это было последним достижением Шихана, хотя мировая война отсрочила это событие на четверть века. По дороге домой с этой знаменательной конференции на борту SS Hikawa Maru 4 мая 1938 года Дзигоро Кано, основатель дзюдо, умер от пневмонии. Ему было 78 лет.

Цитаты Дзигоро Кано

Высказывания этого высокообразованного человека можно назвать обазцом японской мудрости:

Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера.

Обдумывай тщательно, а действуй решительно.

Если ты упал семь раз, встань восемь.

Какова бы ни была цель — будь то нанесение удара в определенное место или проведение броска определенным способом — всегда должен существовать единый всеобъемлющий принцип, управляющий всей сферой. И этот принцип — оптимальное, наиболее эффективное использование духовной и физической энергии, направленной на достижение конкретной цели.

Умей соотносить свои возможности с возможностями противника.

Завладевай инициативой. Обдумывай тщательно, а действуй решительно. Знай, где нужно остановиться.

Одержав победу, не заносись; потерпев поражение, не сгибайся, благоденствуя, не теряй бдительности; попав в опасное положение, не пугайся и иди вперед избранным путем.

Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих; то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений.

Принцип максимально эффективного использования тела и духа является основополагающим, который направляет всю технику дзюдо. Однако в нем заключено нечто большее.

Если труд человеческого существа не приводит к благу общества, жизнь этого человека тщетна.

Кано́ Дзи́горо (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро 28 октября 1860, Микаге, Япония-4 мая 1938) - мастер боевых искусств, создатель дзюдо, основатель школы Кодокан.

28 октября 1860 года в Японии , в местечке Микаге, неподалёку от города Кобе, в семье торговца Еросаку Кано родился мальчик, которому судьба приготовила великое будущее. Именно он - Дзигоро Кано станет основателем самой популярной, самой массовой спортивной борьбы - борьбы дзюдо.С рождения Дзигоро не отличался крепким телосложением и здоровьем. Но, обладая огромной силой воли, Д. Кано усердно овладевал приёмами «дзю-дзютсу». Он с молодых лет пытался найти приёмы, позволяющие маленькому, хрупкому человеку одолеть более сильного и тяжёлого соперника. И он нашёл, что искал - именно ловкость, гибкость и быстроту он предпочитал использовать в единоборстве с грубой силой.

Рвение, с которым Дзигоро осваивал тайны единоборств, вызывали удивление у учителей борьбы. Многие из них говорили Кано: «Больше мне нечему вас учить...» и Дзигоро продолжал совершенствоваться самостоятельно.

В 1877 году Кано нашел хорошего учителя, Хатиносукэ Фукуду (1829-1880) из Тэнсин Синъё-рю. Здесь занимались относительно новым стилем дзю-дзюцу, и основное внимание в нем уделялось атэми (поражению анатомически слабых точек) и технике захвата. Кано от всей души предался занятиям и, даже если рядом никого не было, занимался в одиночестве и выполнял различные движения с тяжелым железным шестом, которые ему преподал Фукуда.

Главным партнером по упражнениям для Кано был могучий тяжеловес по имени Фукусима. Он постоянно побеждал Кано, и Кано обратился за советом к своему другу, борцу сумо, надеясь, что приемы этой борьбы дополнят его опыт. Однако сумо не смогло помочь ему, и Кано отправился в Токийскую библиотеку, желая посмотреть, что предлагается в книгах по западной борьбе. Там он обнаружил технику, которую успешно применил против Фукусимы и впоследствии назвал ката-гурума («мельница»).

После смерти учителя Фукуды, Кано продолжил свою учебу в Тэнсин Синъё-рю у Масамото Исо (1818 – 1881). Обучение у Масамото позволило Кано овладеть мастерством выполнения различных ката и получить значительный опыт рандори – в додзё Масамото занималось тридцать учеников и Кано ежедневно нужно было провести поединок с каждым из них. Очень часто его тренировки заканчивались лишь к одиннадцати часам вечера, и совсем нередко усталость едва позволяла ему доползти до дому.

В 1881 году, после смерти Масамото, Кано вновь остался без учителя. На этот раз он отправился учиться к Цунэтоси Ийкубо (1835-1889) из Кито-рю. Во времена Кано Кито-рю сосредоточивалась, в первую очередь, на нагэ-вадза, техниках броска. Как стиль, так и содержание обучения в Кито-рю существенно отличались от принципов Тэнсин Синъё-рю, и Кано был очень рад познакомиться с новым подходом к дзю-дзюцу.

В своих воспоминаниях Кано говорит: «У Мастера Фукуды я научился тому, какой должна быть работа моей жизни; у Мастера Масамото я научился тонкой природе ката; у Мастера Ийкубо я освоил множество приемов и научился важности своевременности».

Посвящая тренировкам все вечера, Кано не менее усердно погружался днем в книги, получая в Токийском университете отличные оценки.

Кано закончил Токийский университет в 1881 году, но остался там для дальнейшего обучения еще на год. В феврале 1882 года он перебрался в Эйсё-дзи, небольшой буддистский храм секты Дзёдо в районе Симо-тани города Токио. Там, в возрасте двадцати двух лет, он основал Кодокан, «Институт Изучения Пути».

В 1891 году Кано, которому исполнился тридцать один год, решил, что пришла пора обзавестись семьей, и, после поисков подходящей партии с помощью старших, женился в августе того же года на Сумако Такэдзоэ.

В 1909 году Кано избирается первым японским представителем в Международном Олимпийском Комитете. Хотя Кано был предельно добросовестным членом этого комитета и в конце концов добился проведения Олимпийских Игр 1940 года в Токио, он занимал довольно неоднозначную позицию по отношению к введению дзюдо в программу Олимпийских Игр.

Кано был глубоко обеспокоен возрастанием значения спортивных побед и боялся, что олимпийское дзюдо может стать орудием национализма.

Разумеется, он одобрял открытые международные турниры, но не хотел, чтобы они стали формой противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства (дзюдо вошло в список олимпийских видов спорта лишь в 1964 году, спустя много лет после смерти Кано).

В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента.

В 1919 был назначен президентом Японской атлетической организации.

В 1926 году в Кодокане было официально открыто женское отделение. Кано всегда активно призывал женщин к практике дзюдо; он часто повторял: «Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо, понаблюдайте за тренирующейся женщиной».

В 1938 году Кано отправился в Каир на заседание Олимпийского Комитета, на котором обсуждалась организация Олимпийских Игр 1940 года в Токио (в конце концов, эта Олимпиада была сорвана из-за начала Второй мировой войны). Возвращаясь в Токио на судне «Хикава-мару», Кано заболел воспалением легких и скончался 4 мая 1938 года, в возрасте семидесяти восьми лет.

Жизнь и учение Кано лучше всего отражаются словами, которые он писал, создавая Кодокан Дзюдо: «Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих; то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений».