Кто придумал коньки? История изобретения коньков. Коньки: история их появления и происхождение слова «конек Самые древние коньки были найдены в




Коньки! Для России, как, впрочем, и для всей Европы, это слово имеет особое, почти сакральное значение. На коньках с одинаковым удовольствием катаются богатые и бедные, молодые и старые, юноши и девушки, а уж о том, что «трус не играет в хоккей», известно каждому российскому школьнику. Но, несмотря на бешеную популярность коньков в нашей стране, практически никто не знает историю их появления.

КОСТЯНЫЕ ГОРБУНКИ

Если верить археологам, то коньки являются чуть ли не ровесниками каменного топора! Действительно, археологические раскопки подтверждают, что полозья древних коньков были сделаны из костей животных в незапамятные времена. При этом количество и ареал обнаружения находок позволяют говорить о повальном увлечении древнего населения Евразии катанием на коньках! Костяные коньки находили в Нидерландах, Дании, Баварии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и России. Интересно, что порой по конструкции коньков можно сказать, в какой местности их нашли. Так, в Сибири особой популярностью пользовались коньки из клыков моржа, в Китае - из стеблей бамбука, а в Казахстане и вовсе из костей лошади. Одна из самых внушительных коллекций древних коньков сегодня экспонируется в Британском музее. Здесь, например, можно увидеть коньки, на которых катались более 2 000 лет назад!

А древнейшие из всех обнаруженных археологами коньков были найдены неподалеку от... Одессы. По свидетельству историков, эти костяные коньки принадлежали киммерийцам, населявшим Северное Причерноморье 3 200 лет назад. Правда, ученые относят первое использование коньков к периоду бронзового и даже каменного века. И самое поразительное, что уже тогда коньки имели практически такое же строение, что и сегодня.

Древние люди брали кость животного, стачивали ее с одной стороны, а с другой делали отверстие для крепления обуви. Правда, праконьки являлись чем-то средним между короткими лыжами и собственно коньками. Их лезвие было длиннее современного, но короче, чем лыжа, и при езде отталкиваться ото льда приходилось все же палками.

РУССКИЕ - САМЫЕ ДРЕВНИЕ

Сегодня доказано, что коньки на севере России появились намного раньше, чем в Скандинавии. Раскопки городищ Старой Ладоги, Пскова и Великого Новгорода красноречиво свидетельствуют о наличии у местного населения коньков более 3 ООО лет тому назад. Но, как это часто бывает, русское изобретение официально пришло в Россию с Запада.

Первое литературное упоминание о коньках принадлежит кентерберийскому монаху. В 1174 году в «Хрониках знатного города Лондона» он писал:

«Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты...»

Костяные лезвия, прикрепленные к деревянным ботинкам, долго использовали наравне с железными полозьями. Кое-где костяные коньки можно было встретить вплоть до конца XIX века! Особенно упорными в этом вопросе оказались Норвегия и Исландия.

Хоть на севере России коньки использовали испокон веков, первым официальным конькобежцем нашей страны стал Петр I. Вернувшись из Голландии, он повелел устраивать торжественные катания и даже придумал коньки, где бы лезвие не отделялось от ботинка, как это было прежде. С тех пор многократно менялась форма лезвия и материал ботинка, но суть коньков осталась прежней.

Во второй половине XIX века конькобежный спорт неожиданно стал одним из самых популярных в мире, особенно в Канаде, Норвегии, Швеции и России - странах, где зима длится чуть ли не полгода. На коньки встали буквально все слои населения, от аристократов до городской бедноты. В нашей стране первый конькобежный клуб был открыт в Петербурге в 1864 году. Сами коньки с цельнометаллическими изогнутыми лезвиями изготовлялись в оружейной столице России - Туле.

Первая в России организация конькобежцев называлась необычно и весело - «Общество ржавого конька». Впрочем, юмор заключался лишь в названии. Попасть на каток мог только член общества, являвшийся потомственным аристократом, предоставившим серьезные рекомендации от членов «Ржавого конька». Газеты тех лет даже писали: «Лучшие семьи высокопоставленных лиц смело отпускали своих детей на каток Общества».

УЧЕБНИК В СТИХАХ

Конечно, настолько древний и популярный вид спорта не обошелся без свода правил. Первая подобная книга увидела свет в Англии в 1772 году. Сегодня она бесценна - сохранилось всего три ее экземпляра. Помимо правил поведения на катке, в фолианте есть практические рекомендации начинающим конькобежцам и фигуристам. Следующий учебник катания на коньках вышел в Германии и прославился лишь тем, что был написан в стихах. А в 1823 году лейтенант английской артиллерии Роберт Джонс написал книгу о коньках, название которой состояло из 24 слов: «Искусство катания, основанное на определенных принципах, извлеченных из многолетнего опыта, при помощи которых эти благородные, полезные для здоровья и приятные упражнения доведены до искусства».

КЛАССИКИ НА ЛЬДУ

Много упоминаний о катании на коньках можно встретить у классиков русской литературы - Пушкина, Толстого, Куприна. В Европе главным певцом конькобежного спорта принято считать самого Вольфганга Гете. Великий поэт, беседуя с собратьями по перу, не раз сравнивал изящные рифмы стихотворений с пируэтами фигурного катания. Вальтер Скотт, непревзойденный автор средневековых романов, был настолько очарован коньками, что стал инициатором первых конкурсов по фигурному катанию. Даже известного математика Софью Ковалевскую, профессора Королевского университета в Стокгольме, зимой ежедневно видели на катке! А появлением коротких кокетливых юбок у фигуристок дамы обязаны английской принцессе Мэри. Леди устала подбирать свое платье, катаясь на коньках, и обрезала его по колено.

МАСТЕР КУЛЬБИТОВ

Само фигурное катание появилось благодаря американцу Джексону Хейнсу. Он стал первым человеком, выигравшим чемпионат Америки в 1864 году. Но знаменит стал вовсе не своим рекордом, а тем, что первым включил в свое выступление танцевальные и балетные движения. Позднее на выступлениях в Вене зрители стоя аплодировали Хейнсу, искренне недоумевая, как можно на льду выделывать подобные кульбиты. Сам Хейнс умер в 35 лет от туберкулеза, но в Вене была создана школа фигурного катания, продолжавшая развивать его стиль танцев на льду. На ее основе родился Международный союз конькобежцев, который существует до сих пор.

БУХГАЛТЕР И КОНЬКИ

Среди отечественных конькобежцев прошлых столетий стоит выделить Николая Александровича Панина-Коломенкина. Дело в том, что профессура университетов в начале XX века почему-то не жаловала спорт вообще и коньки в частности. В связи с этим студент-экономист Коломенкин посещал каток и соревнования под псевдонимом Панин. Когда юноша повзрослел, его взяли на работу инспектором Царскосельского уезда, но, чтобы не испортить отношения с начальством, тот продолжал кататься на коньках под псевдонимом. Больше всего Николая Коломенкина забавляло, когда его патроны обсуждали статьи в газетах о выдающихся успехах пятикратного чемпиона России по фигурному катанию Николая Панина, даже не подозревая, кто им является на самом деле. Инкогнито было раскрыто после того, как Николай выиграл Олимпийские игры 1908 года. В результате Николай был вынужден оставить спорт ради карьеры финансиста.

Самое раннее упоминание слова «конек» можно найти в «Англо-нидерландском словаре» ГЕМАХА (1648 г). В международный спорт слово «коньки» пришло из русского языка коньки, коньки-бегунки, коньки-горбунки. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой — отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова «конь»: коньки.

Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Такие кости-коньки были найдены в Нидерландах, Дании, Баварии, Богемии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и в Советском Союзе. Коньки - одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдами.

В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае - на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади.В Лондонском музее хранится подобный конек - длинная отточенная кость с прорезью для шнурка. Этот конек найден именно в Мурфильде в 1839 году. В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке. А совсем недавно в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных, эти коньки принадлежали киммерийцам — кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы бегали на коньках уже в период бронзового века. Эти приспособления делались из костей домашних животных. Кость стачивалась с одной стороны, а на концах ее делали специальные отверстия для крепления к обуви


Первые коньки фактически были прототипом лыж, не имели заостренных ребер. Отталкивание приходилось производить при помощи палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, происходило намного быстрее и увереннее. Подобные костяные коньки существовали в глубокой древности, и некоторые из них археологи относят к каменному веку. По возрасту они превосходят «инвентарь» древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси - Старой Ладоге, Новгороде, Пскове - были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Эти коньки имели три отверстия - два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял деревянный башмак. Затем к таким башмакам стали приделывать металлические полозья.

В Англии времен Шекспира (до начала XVI века) еще катались на костяных коньках, не говоря уж о Норвегии и Исландии, где они были в почете до конца XIX века. Но уже с XIV века научились делать деревянные коньки с металлической полосой на скользящей поверхности.
С XIII и до середины XVIII века коньки служили человеку средством передвижения по замерзшим рекам, озерам и каналам в северных странах, конек изготовляли из деревянной основы, к которой вначале прикреплялся полоз из бронзы или железа, а в последующем - из стали. Первым приклепал коньки к обуви русский император ПЕТР I, который, строя в Голландии корабли, увлекся коньками. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое. За последние четыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме.

Вторая половина XIX столетия характеризуется бурным развитием конькобежного спорта во всем мире. В Америке, Канаде, Норвегии, Швеции, России и других странах начинают появляться коньки новых конструкций.

Так, в Филадельфии (Америка) около 1850 г. были изготовлены цельнометаллические коньки из стали. Они прикреплялись к ноге с помощью ремней. Затем во второй половине XIX века овальную пластинку на пяточной части конька заменили дополнительными крепежными скобами. И все-таки до 90-х годов XIX столетия большой популярностью продолжали пользоваться деревянные коньки с металлическим полозом голландского и английского производства. Следующим заметным усовершенствованием было изобретение конька Halifax, который по

простоте конструкции превосходил все другие типы коньков, используемые ранее. Этот конек завоевал большую популярность среди конькобежцев во многих странах мира.

Катание на коньках стало любимым зимним развлечением, в связи с этим повсеместно начали открываться конькобежные клубы. В России первый такой клуб был открыт в Петербурге в 1864 году всемирно-известным конькобежцем, первым неофициальным чемпионом мира, русским скороходом и фигуристом А. Паншиным. Одновременно с широким распространением катания и бега на коньках шло и их усовершенствование.
До 1883 года фигуристы и конькобежцы катались на цельнометаллических коротких, тяжелых коньках с изогнутым лезвием. Такие коньки, сделанные тульскими умельцами, были найдены при строительстве Московского метрополитена.

Норвежские скороходы А. ПАУЛЬСЕН и К. ВЕРНЕР в 1880 г. сконструировали трубчатые беговые коньки. Передняя и задняя металлические платформы привинчивались к подошве ботинка соответственно шестью и четырьмя шурупами. Это явилось революцией в конькобежном спорте. Большой вклад в разработку формы коньков внес русский скороход, служащий Николаевской железной дороги Александр ПАНШИН. В 1887 г. он смастерил по собственной модели удлиненные коньки — цельнометаллические, длинные, с узким лезвием и немного загнутым носком коньки -прообраз сегодняшних беговых. На протяжении многих десятилетий модель трубчатых беговых коньков не претерпела принципиальных изменений.

В 1892 году норвежец X. Гаген предложил еще одно новшество - беговой конек, состоящий из стальной трубки и вставленного в нее стального полоза. Эти коньки дали возможность сделать колоссальный шаг вперед в развитии скоростного бега; на таких коньках бегают до настоящего времени все скороходы мира.
Сенсацией стало появление новой модели коньков, изготовленных голландскими фирмами «Викинг» и «Рапс». В 1996—1997 гг. отдельные голландские конькобежцы начали соревновательный сезон на коньках новой модели. Бельгиец Барт ВЕЛДКАМП — победитель Чемпионата мира 1997 г. в беге на 10000 м сказал: «Слепскейт» — будущее конькобежного спорта».

Впервые упомянул о коньках в литературе кентерберийский монах Стефаниус, который в 1174 году создал «Хронику знатного города Лондона». Вот как описывал он зимние забавы: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…» Красиво писал монах, но, как и многие журналисты, любил, видимо, присочинить: разве на коньках можно бегать со скоростью полета копья? Но простим преувеличение древнему затворнику. Будем благодарны ему за его труд.

В британском музее выставлены костяные коньки , на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке.

А в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных . Эти коньки принадлежали кимерийцам - кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы бегали на коньках уже в период бронзового века. По возрасту, они превосходят “инвентарь” древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов.

Коньки были известны народам северных стран ещё в XII веке. Тогда их делали из кости. Они служили средством передвижения. Еще в древние времена, для быстрого передвижения по льду и снегу человек приспособил куски дерева и кости животных. Это подтверждают найденные при раскопках на берегах Ладожского и Чудского озер первые древние коньки.

С течением времени совершенствовались и сами коньки, и способ передвижения на них. Кости животных были заменены деревянными брусками. Вначале их поверхность полировали, затем стали прикреплять к ней металлические полоски

В ХIII веке в Голландии и Исландии появились коньки с загнутым спереди железным полозом, вставленным в деревянную колодку. Их привязывали к обуви ремнями. А русские умельцы вырезали загнутый носок конька в виде конской головы, отсюда и название “конь-ки“.

Начиная с XIV века и до конца XVII, коньки делались из дерева с металлическими полозьями и прикреплялись к подошве обуви веревками и ремнями. А в самом начале XVIII столетия в Нидерландах и Англии появились первые стальные коньки. Металлические коньки стали изготавливать в конце XVIII и начале XIX веков. А в начале 80-х годов XIX века норвежские конькобежцы К.Варнеп и А.Паульсен сконструировали беговые коньки.

Стальные коньки, наглухо привинчивающиеся к обуви, изготовили на Тульском оружейном заводе по указу Петра I.
А в 1908 году в России появился первый чемпион по фигурному катанию Николай Панин. Он также стал единственным в дореволюционной России обладателем золотой медали Олимпийских игр и пятикратным чемпионом нашей страны в этом виде спорта. С тех пор мы прочно удерживаем мировое первенство по фигурному катанию, а русская школа по праву считается сильнейшей.

Первый конькобежный клуб открылся — это известно точно — в 1604 году в шотландском городе Эдинбурге.
В 1763 году спортсмены туманного Альбиона провели первую международную товарищескую встречу с американскими скороходами.

Самое первое издание правил о коньках вышло тоже в Англии в 1772 году. Оказывается, и полтораста лет назад уже существовали определенные принципы катания.
Книга эта была новаторской. На одной из страниц упоминается о том, что впервые коньки к ботинкам приказал приклепать русский император Петр Первый, который, строя корабли в голландском лесном порту Заандаме (ныне именуемом Зандамом), увлекся в «свободное от работы время» конькобежным спортом.
Здесь необходимо уточнение: коньки давно известны русским людям, которые очень любили эту полезную забаву.

Более трехсот лет назад английский дипломат Карлейль, побывавший в Москве, писал: «Любимое зимнее развлечение московитян - катание на коньках». Да и в произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна не раз упоминается об этом.

Да, коньки потеряли популярность, почти сто лет о них в России не было, как говорится, ни слуху ни духу… И лишь в двадцатые годы XIX века гениальный Пушкин (он и в пропаганде коньков первый!) спел им короткий, но до сих пор непревзойденный гимн в «Осени»:
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих ровных рек…

В двадцатые и тридцатые годы XIX века коньки возрождаются в России и даже становятся модными.
Первый каток «на суше» был залит в 1842 году в Англии жителем Лондона Генри Кирком; до того времени спортсмены пользовались льдом естественных водоемов…
Коньки для детей, которые учатся овладевать искусством скольжения, появились в 1900 году и имели два полоза…

В детстве я очень любила смотреть с родителями фигурное катание. И если мама сопереживала неудачам спортсменов, пестрила какими-то специфическими терминами, обозначающими элементы, которые исполняли фигуристы, то я, маленькая девочка, во все глаза рассматривала костюмы выступающих девушек. Блестящие платья, совсем как у настоящих принцесс, и прыжки-взлеты - как по волшебству. Магия фигурного катания до сих пор живет в той маленькой девочке, которая просыпается в уже взрослом человеке, когда в поле моего зрения попадает этот вид спорта. И, мне кажется, что если театр начинается с вешалки, то фигурное катание - с коньков.

Как человеку впервые пришла в голову идея катания на льду - неизвестно. Возможно, что некий киммериец (а именно представителям этого кочевого народа историки приписывают создание прообраза современных коньков) вышел однажды на улицу, и на месте привычной водной глади протекающей рядом с домом реки эту самую гладь и не увидел. Собственно, гладь была, но поменяла свою структуру: плыть невозможно, а идти пешком - скользко. Как быть нашему киммерийцу? Ведь ему срочно нужно было попасть по своим кочевым делам на другую сторону реки! Почему он не воспользовался для этой цели более привычным для него способом - нам никогда не узнать. Может, этот киммериец обладал натурой истинного изобретателя? Иначе бы ему не пришло в голову создать первые в мире костяные коньки, чтобы быстро и легко передвигаться по замерзшему Днепровскому лиману.

Подобные киммерийским, костяные коньки использовались и гораздо позднее: по упомянутому лиману конькобежцы передвигались на них еще в VIII-VII веках до нашей эры, а европейцы катались примерно на таких же в XII веке. Об этом есть упоминание в «Хронике знатного города Лондона»: ее автор, монах Стефаниус, пишет о катающихся так:

Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…

Сложно представить мастерство этих «других», которые ухитрялись кататься на костях. Предложить сейчас такое средство передвижения современным спортсменам - думаю, они в лучшем случае покрутят кости с ремешками в руках, а в худшем - просто откажутся брать их в руки. Впрочем, они могут заинтересоваться иными вариантами: например, на Севере умельцы для изготовления коньков использовали моржовые бивни, а в Китае, за неимением оных, брали для той же цели бамбук. Катались по тому же принципу, отталкиваясь ото льда бамбуковыми палками. Первым конькобежцам была доступна не только прямая техника катания: они могли двигаться и вбок, с проскальзыванием. Современные техники становятся доступны только с появлением стальных коньков, которые не скользили по льду, а резали его благодаря остро заточенным кромкам.

В XIII веке на смену берцовой кости приходит дерево. В деревянный брусок вставляли заостренную с одной стороны металлическую полоску, и на такой вот конструкции скользили по льду. Только к XVIII веку коньки становятся полностью металлическими, причем форма их была такой, как желал сам заказчик. Желающий покататься рисовал примерный эскиз, и приходил с ним к кузнецу. Тот оценивал сложность работы, называл цену, и, если заказчик и исполнитель были довольны условиями друг друга, то в скором времени будущий конькобежец получал готовую продукцию. Отсюда и разница во внешнем виде коньков: изготовленные по индивидуальным чертежам, они практически не повторялись. Кто-то предпочитал, чтобы носок его конька был плавным и аккуратным, кто-то, наоборот, желал получить коньки с лихо закрученной спиралью, а иные, идущие на поводу своего эстетического чувства, просили украсить их «транспорт» по корабельному типу. Чаще всего на носках появлялись миниатюрные лошадиные головы, которыми украшали нос кораблей. Может, отсюда и произошло их современное название - «коньки»?

Украшения были разнообразными, а вот форма, как и способ крепления, - стандартными. Так, Петр I, прибыв в Европу, не просто наблюдал за развлечением европейцев, но и пожелал сам к нему присоединиться. Однако местные конькобежцы, привязав лезвия к обуви на время катания веревкой, после него отвязывали коньки и продолжали свой путь в тех же сапогах или ботинках. Петр счел это весьма неудобным, и намертво привинтил выданную ему пару к своей обуви. Конечно, он же царь - у него сколько угодно пар запасных сапог, к любым из которых можно прикрутить коньки. Покатался от души, и убрал в темный угол до следующей зимы, чтоб глаза не мозолили. Европейцы же не оценили благородной идеи своего царственного гостя, и продолжили привязывать свои коньки веревками.

Когда Петр I вернулся домой, то одним из первых его распоряжений была организация собственного производства коньков, которое в скором времени и было налажено на тульских заводах. Московская и петербуржская знать быстро заинтересовалась новинкой (допускаю, что не по своей воле, потому что после смерти монарха увлечение потеряло свою популярность, а показные катания на радость новатору были всего лишь попыткой подлизаться). Вскоре на застывших реках и озерах раздавался веселый шум, идущий от развлекающихся горожан. Сохранилось даже воспоминание о том, как москвичи, современники Петра, приняли европейскую забаву:

Москвитяне усердно учились кататься на коньках, причем они неоднократно падали и сильно ушибались. А так как они по неосторожности иногда катались по тонкому льду, то некоторые из них проваливались по шею в воду. Между тем они отлично переносили холод и потому не торопились надевать сухое платье, а продолжали кататься еще некоторое время в мокром. Затем уже переодевались в сухое платье и снова отправлялись кататься. Этим они занимались так ревностно, что делали успехи, и некоторые и них могли отлично бегать на коньках…

Может, действительно увлечение москвичей катанием на коньках было показным, из страха прогневить вспыльчивого правителя, но большей части развлечение пришлось по душе. Несмотря на его спад после смерти Петра I, век спустя Пушкин отметил, как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек. Немного забегая вперед, скажу, что упомянутое Пушкиным «зеркало» было не таким уж гладким, и его неровность доставляла конькобежцам немало неудобств, однако первый каток появился только в 1842 году: его залил житель Великобритании Генри Кирк.

А что Европа? А там - в частности, первопроходцами оказались шотландцы - в 1604 году открылся первый конькобежный клуб, участники которого даже устраивали соревнования. Их суть состояла не просто в забеге на определенную дистанцию: по пути еще нужно было перепрыгнуть через три шляпы, уложенные на пути конькобежца, и подобрать одну монетку. Ну и, разумеется, прибыть к финишу первым. Приз, за исключением шляп, доставался победителю, а потому азартные шотландцы имели хоть малую, но все же мотивацию в финансовом плане. Норвежцы пошли еще дальше: именно там, в 1888 году, появились первые тонкие лезвия, благодаря чему беговые коньки можно было назвать уже профессиональными. Однако в борьбе за звание мирового чемпиона по конькобежному спорту в классическом многоборье, развязавшейся в 1889 году, стал вовсе не норвежец, а потомок тех самых московитов, которые еще не так давно впервые встали на коньки - Александр Паншин. Примерно в этот же период основано и Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках.

XIX век приходит с «подарком» как для любителей, так и для профессионалов конькобежного спорта: целых три новых модели коньков. И трубчатые, и трубчатые, но со вставленным в трубку лезвием, и состоящие из двух отдельных частей, крепящихся друг к другу. Появился прототип современного конька, создателем которого стал знаменитый американский фигурист Джексон Хейнс. Мастера по его индивидуальному заказу создали коньки без всяких трубок, - просто прямое тонкое лезвие, конец которого был круто загнут. Хейнс был настолько уверен в превосходстве выбранной им формы, что выступил в этих коньках перед российской императорской фамилией. По воспоминаниям очевидцев, находившихся 7 февраля 1865 года в саду Таврического дворца, Романовы были восхищены искусством американского конькобежца, который весьма натурально изобразил все затруднения новичка в этом виде спорта, а потом и подробно рассказал, чем помогут ему изобретенные собственно Хейнсом коньки. Похвала венценосного семейства была весьма лестной. Но название «коньки Хейнса» в России не прижилось: у нас эту форму окрестили «снегурками». Их можно увидеть на любой новогодней открытке, сюжет которой развивается вокруг Снегурочки, катающейся на коньках.

А дальше… дальше коньки развиваются стремительно. Для нескольких видов спорта, в которых они являются неотъемлемой частью снаряжения участника, появились свои формы. Для фигурного катания, для хоккея, для бега и для танцев на льду, и, как апофеоз - роликовые коньки, для тех, кто не желает расставаться с любимым занятием даже в жаркий период.

В русском языке обувь с лезвиями для катания на льду называется «коньки». Это название появилось неспроста – передняя часть лезвий старинных коньков украшалась головой коня.

Учёные так и не пришли к единому мнению, из чего были сделаны первые коньки. Самые древние были найдены неподалёку от Одессы, им больше трёх тысяч лет. Лезвия этих коньков были сделаны из костей животных, передвигались на них, отталкиваясь ото льда палками.

Из чего были сделаны первые коньки

Из чего только не изготавливали коньки наши предки.

В Сибири лезвия делали из клыков моржей, они не были острыми, что позволяло передвигаться не только по льду, но и по снегу.

Китайцы прикрепляли к ботинкам лезвия из бамбука, в более развитых странах для этого использовалась древесина твёрдых пород.

Первые коньки со стальными лезвиями появились на севере Европы только в начале XVIII века. Но это были несовершенные модели – никак не могли придумать, как закрепить лезвия так, чтобы они не отстёгивались и не слетали. Существует легенда, в которой говорится, будто сам Пётр I изобрёл прототип современных коньков – он поразил европейцев тем, что привинтил лезвия прямо к сапогам. Как бы там ни было, но именно ему коньки обязаны своей популярностью в России.

Изначально северные народности использовали коньки для того, чтобы увеличить скорость передвижения по льду, но очень скоро они стали любимой зимней забавой многих народов. Увлеклись катанием на льду сначала скандинавы, постепенно мода дошла и к нам. Сохранились письменные свидетельства, датированные XVII веком, в которых повествуется о том, насколько любили коньки жители Москвы того времени:

«Москвитяне усердно учились кататься на коньках, причем они неоднократно падали и сильно ушибались. По неосторожности они иногда катались по тонкому льду, некоторые из них проваливались по шею в воду. Между тем они отлично переносили холод и потому не торопились надевать сухое платье, а продолжали кататься еще некоторое время. Затем переодевались и снова отправлялись кататься. Этим они занимались так ревностно, что делали успехи, и некоторые из них могли отлично бегать на коньках».

Самые первые беговые коньки с тонкими лезвиями были придуманы двумя норвежцами. На льду они были испытаны в 1888 году. Первым русским спортсменом, который стал чемпионом по скоростному бегу, стал Александр Паншин. С того времени прошло более века и сегодня в каждом виде спорта существуют свои коньки – у конькобежцев это обувь с прямыми лезвиями большой длины, у хоккеистов – коньки со слегка скруглёнными короткими лезвиями, у фигуристов – с прямыми, тонкими и довольно лёгкими лезвиями, облегчающими выполнение сложнейших фигур. Важно помнить, что необходимо детально выбирать коньки для

Испокон веков люди ценили красоту, грацию, изящность. В нашем современном, прогрессивном мире невозможно представить человека, который не знал бы, что такое фигурное катание. Кто-то называет это спортом, кто-то « искусством, но возможным катание на льду стало благодаря появлению «коньков» в мире, а у нас на родине тому, кто завез коньки в Россию.

Человек всегда умел приспосабливаться, адаптироваться к условиям жизни, среде обитания. Неудивительно, что многие ученые считают невозможным определить точный год и место, где впервые придумали и применили обувь для катания на льду. Также трудно сказать, кто придумал коньки. В античном мире условия климата были суровыми, людям часто приходилось селиться там, где было холодно. Чтоб выжить, они занимались охотой, рыбалкой, добычей провизии. Вероятно, тогда кто-то находчивый и выдал идею, что по льду лучше скользить, а не брести.

Предметы, установленные как первые прототипы коньков, археологи находят по всему миру. Это Нидерланды, Китай, Англия, Швейцария, Бавария, Казахстан, Сибирь, страны Скандинавии. Людям в древности было очень трудно преодолеть такие огромные расстояния, следовательно, придумать обувь для ходьбы по льду могли люди в разное время.

Некоторые ученые умы утверждают, что первые коньки были изготовлены из костей животных. Это можно считать истиной только отчасти. Не все имели возможность использовать как заготовку такой материал. Кто-то вырезал коньки из дерева, преимущественно из елки, некоторые брали за основу бамбук, даже бивни моржей шли в дело. В основании заготовки делались отверстия, в которые продевался кожаный шнурок. Им приспособление крепилось к ноге.

Интересно знать! Самое раннее исторически задокументированное упоминание о предметах зимней ледовой обуви в литературе можно обнаружить в «Англо-нидерландском словаре» 1648 г.

На данный момент самые древние коньки представляют собой костяные приспособления, найденные в 1967 году в окрестностях северной части Черноморского побережья. По оценкам ученых, им около 3200 лет. Предполагается, что их делали племена киммерийцев, чтобы удобно скользить по замерзшим рекам. Форма кости не позволяла развить большую скорость и маневренность. Приходилось дополнительно использовать палки. Однако уже тогда это был значительный прогресс в жизнедеятельности человека. До этого искатели старины находили древнюю обувь, которой, по приблизительным оценкам, более 2000 лет. Антиквариат, содержащийся в одном из британских музеев, был найден 1839 году.

Установлено, что с ХIII до середины ХVIII столетий ледяная обувь использовалась только как средство быстрого перемещения по замерзшим рекам, озерам, каналам. Кроме дерева и кости, из которых были сделаны первые коньки, в изделиях стали использовать полоски бронзы и железа для улучшения конструкции.

Изобретатели коньков

Невозможно точно определить, кому принадлежит гениальная идея изготовлять ледяную обувь. Но известны имена людей, трудившихся над их усовершенствованием. Это были не только ученые и конструкторы, но и те, кто просто любил скользить по льду.

Интересно! Переднюю часть коньков часто украшали фигурой в форме головы коня. Из-за этого приспособление и получило свое ласковое название — «Коньки».

Инновации в создании ледяной обуви начались в Европе начала ХIV века, когда мастера стали вставлять в деревянные коньки железные пластины, а позднее их заменили на стальные трубки. Прошло совсем немного времени, и в Голландии стали появляться первые полностью металлические устройства. Древние конькииз сплава были короткими, тяжелыми, с изогнутым носком.

Из-за непрактичной конструкции было неудобно крепить обувь к ноге. Подошва неплотно прилегала к боковине, ремешки соскальзывали. Тут на выручку пришел гений Русского Царя Перта I. Есть мнение, что, находясь в Голландии по государственным делам и увлекшись катанием на льду, правитель подумал, что хорошо бы соединить лезвие с обувью в единое целое.

Хотя катанием на льду люди увлекались издавна, большую популярность оно приобрело ближе к середине XIX столетия. Популярность этого увлечения привела к возникновению разных дисциплин в спорте, связанных с коньками и лыжами. Это дало толчок к быстрому развитию конструкции спортивной обуви, новые модели стали изготавливать и выпускать известные фирмы.

Впервые придумали старинные коньки трубчатого вида норвежские скороходы. Лезвия прикручивались к обуви четырьмя и шестью шурупами. Экспериментами с формой беговых коньков занимался русский конькобежец А. Паншин. В 1887 году он добился немалых успехов, начав создавать удлиненные модели с тонким лезвием, загнутым на конце. Долгие десятилетия первоначальное строение оставалось практичным и не менялось.

Интересно! Чтобы создать новую модель коньков, необязательно быть инженером. Любой мальчик мог сточить лезвие конька спереди и сзади, получив так называемые «канадки», пригодные как для красивого скольжения, так и для скоростной гонки.

В настоящее время спортсмены пользуются моделью конька из стальной трубки со вставленным в нее полозом. Разработкой занимался норвежец Х. Гаген. Успеха он добился в 1892 году, внеся свое имя в историю зимнего спорта. 1996 год представил миру новые варианты ледяной обуви. Это происходило на соревнованиях разного уровня, когда голландские и бельгийские спортсмены удачно стартовали в сезоне. Разработкой занимались фирмы «Викинг» и «Рапс», и новая модель получила название «Слепскейт».

Катание на коньках стало настолько популярным, что появился совершенно новый вид обуви — пластиковый, роликовый конек. Изобретать что-то совершенно новое не пришлось. Его принцип состоял в замене металлического лезвия на колеса. Это позволило кататься не только по льду. Особенно популярно это развлечение среди детей и подростков.

Конек Гейнса

Доктор Гейнс — человек, придумавший и воплотивший идею коньков «снегурок». В 60-х годах XIX века он решает сделать «снегурки», которые имели широкое лезвие, загнутый кверху носок без зубцов. Их отсутствие позволяет скользить даже по твердому, укатанному снегу. Такое оборудование подходит для обучения новичков, с ним они учатся кататься, пользуясь ребрами конька. Дальнейшие изменения в модели были не принципиальны, но привносили некие новшества. Так, шведский фигурист У. Сальков придумал добавить зубцы на носок. Новшество позволило выполнять более сложные фигуры, прыжки, остановки, пируэты на носке, циркули, переступания, толчки. Укрепить прочность модели помог Н. Панин. Он добавил стойку, теперь их стало три.

Больше значительных изменений в «снегурках» не было. Менялась длина и толщина лезвия, в зависимости от применения. Например, для танцев на льду предусмотрена самая маленькая длина, чтобы партнеры не поранили друг друга. Лезвия их коньков имеют толщину в 2-3 мм, для сравнения, предшественники имели толщину 5-6 мм. Высота составляет 40-50 мм. Полоз закруглен, чтобы при наклоне тела выполнялось скольжение по дуге.

Кто завез коньки в Россию

Моду на ледяное катание на Руси привез Петр I. Ему очень нравилось такое развлечение. Царь даже приказал начать производить коньки в Туле, когда вернулся домой. Но после его смерти популярность коньков снизилась. Считается, что самый первый конькобежный клуб в России основал в 1864 году А. Паншин. Скороход и фигурист открыл его в Петербурге.

Интересно! Более 300 лет назад в Москве гостил английский дипломат Карлейль. Позже он написал: «Любимое зимнее развлечение москвичей- катание на коньках».

В феврале 1890 года отпраздновал 25-летие петербургский Юсуповский каток. По этому поводу решили устроить грандиозные ледовые состязания. Для участия специально пригласили спортсменов из Америки, Европы. Масштабность мероприятия, звездный состав участников дают право назвать эти соревнования первым неофициальным чемпионатом мира. Успех данного конкурса ускорил проведение соревнований мирового уровня. Также это событие послужило толчком для создания через 2 года Международного Союза конькобежцев.