Татарские народные подвижные игры. Мастер-класс «Мешки для бега Описание игры бег в мешках




Спортивный праздник «Битва поколений»


Мартынович Сергей Георгиевич, учитель физической культуры МБОУ ООШ № 34, станицы Новоминской, Каневского района, Краснодарского края
Описание материала. Сценарий предназначен для проведения соревнований между детьми среднего и младшего школьного возраста. Он разработан для проведения спортивного мероприятия в основной общеобразовательной школе.
Цель: воспитывать стремление активно участвовать в спортивных мероприятиях, вести социально активный образ жизни.
Задачи:
-укрепление здоровья учащихся
-пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
- формирование культуры общения между детьми младшего и среднего школьного возраста;
Оборудование и инвентарь: мячи баскетбольные, волейбольные, скакалки, теннисные мячи, фишки, мешки, кегли, гимнастические скамейки, гимнастические обручи.
Ход мероприятия.
Ведущий объявляет название мероприятия, представляет участников, членов жюри, приветствует зрителей и болельщиков и открывает состязания.
Эстафета №1 «Две фишки»

Инвентарь: для каждой команды по две фишки.
Подготовка к эстафете: от линии старта на расстоянии 10-12 метров, устанавливается первая фишка. Вторая фишка устанавливается сзади команды.
Все участники команды находятся за стартовой линией в колонне по одному, в положении сидя на полу: ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади («паучок»).
Описание эстафеты: по сигналу судьи 1-й участник поднимается с пола и бежит вокруг первой фишки, возвращаясь обратно, пробегает линию старта, оббегает вторую фишку, находящуюся за командой и передает эстафету следующему участнику, касаясь рукой его плеча сзади. Затем по очереди бегут все участники команды: 2-й, 3-й и т.д. Каждый последующий стартующий продвигается вперёд и находится перед стартовой линией.
Эстафета №2 «Узкий тоннель»


Инвентарь: для каждой команды по одному стулу.
Подготовка к эстафете: от линии старта на расстоянии 10-12 метров, устанавливается стул. На него садится один из запасных участников команды. Это для того чтобы стул не имел возможности перевернуться.

Описание эстафеты: по сигналу судьи 1-й участник бежит до стула, пролезает между его ножек и, возвращаясь обратно, пробегает линию старта, передавая эстафету следующему участнику.
Эстафета №3 «Паровозик»


Инвентарь: 1 волейбольный мяч, 5 -6 фишек. Растояние между фишками 2 метра.
Исходное положение: команда стоит в колонну по одному. Расстояние между участниками произвольное. У первого участника в руках находится волейбольный мяч.
Описание эстафеты: по сигналу судьи участник, стоящий впереди колонны, передаёт волейбольный мяч над головой сзади стоящему и т.д., пока мяч не окажется в руках у последнего участника в колонне (двумя руками передают мяч и двумя руками принимают), который с мячом в руках подбегает к линии старта, и начинает бег по дистанции, оббегая все фишки. Оббежав последнюю фишку, участник возвращается по прямой линии в начало колонны (за линию старта), поворачивается к ней спиной и передает мяч следующему участнику и так далее, пока каждый участник не пробежит по дистанции.
Эстафета заканчивается, когда последний участник команды преодолеет дистанцию, станет в начало колонны и поднимет волейбольный мяч вверх.
Эстафета №4 «Прыжки в мешках»


Инвентарь: для каждой команды мешок и фишка.
Подготовка к эстафете: от линии старта на расстоянии 10-12 метров, устанавливается фишка. Капитанам команд выдаётся мешок.
Все участники команды находятся за стартовой линией в колонне по одному.
Описание эстафеты: по сигналу судьи 1-й участник залезает ногами в мешок и прыжками на двух ногам двигается до фишки, снимает мешок и бегом возвращается к команде, где передаёт мешок следующему. Затем по очереди бегут все участники команды: 2-й, 3-й и т.д.
Эстафета №5 «Собери и рассади»


Инвентарь: на каждую команду 2 обруча, 1 баскетбольный мяч, 1 волейбольный мяч, 1 фишка.
Исходное положение: команда стоит в колонну по одному. На расстоянии 4 м и 8 м от линии старта лежат гимнастические обручи. В первом обруче находится баскетбольный мяч, во втором обруче – волейбольный мяч. На расстоянии 12 м стоит фишка.
Инвентарь: на каждую команду 3 обруча, 1 баскетбольный мяч, 1 волейбольный мяч, 1 теннисный мяч, 1 фишка.
Описание эстафеты: по сигналу судьи первый участник должен добежать до 1 обруча, взять баскетбольный мяч, добежать до 2 обруча, взять волейбольный мяч, оббежать фишку. Далее вернуться до 2 обруча, положить волейбольный мяч, добежать до 1 обруча, положить баскетбольный мяч и передать эстафету следующему.
Ошибки: мяч класть строго в обруч, в той последовательности, которая указана выше. В случае если мяч выкатывается из обруча, он возвращается на место этим же участником.
В случае потери мяча, его подбирает игрок, потерявший мяч. После чего, он возвращается в точку, где был потерян мяч и продолжает выполнять эстафету.
Эстафета №6 «Переползай»


Инвентарь: для каждой команды гимнастическая скамейка и фишка.
Подготовка к эстафете: от линии старта на расстоянии 3 метров устанавливается гимнастическая скамейка, а на расстоянии 10-12 метров, устанавливается фишка.
Все участники команды находятся за стартовой линией в колонне по одному.
Описание эстафеты: по сигналу судьи 1-й участник бежит до скамейки, ложится на неё и выполняет скольжение, на животе подтягиваясь при помощи рук, поднимается, бежит вокруг фишки, возвращаясь обратно, выполняет скольжение в обратном направлении и передает эстафету следующему участнику, касаясь его рукой. Затем по очереди бегут все участники команды: 2-й, 3-й и т.д.
Эстафета №7 «Бег с прыжками»


Инвентарь: на каждую команду 1 гимнастическая скакалка и 2 гимнастических обруча.
Исходное положение: команда стоит в колонну по одному. На расстоянии 2 м от линии старта лежит первый гимнастический обруч, в котором находится скакалка. Расстояние на протяжении, которого участник выполняет бег со скакалкой, составляет 12 метров, в конце дистанции находится второй обруч (пустой).
Описание эстафеты: по сигналу судьи первый участник бежит до обруча, берёт скакалку, подбегает к линии (обозначающей начало расстояния для бега со скакалкой), бежит со скакалкой, осуществляя ее перешагивание одной ногой (левой или правой) до второй линии, затем подбегает ко второму обручу, оставляет в нем скакалку и, оббежав второй обруч, возвращается (гладкий бег) к команде, передаёт эстафету следующему участнику касанием руки. Следующий участник выполняет эстафету в обратной последовательности. При этом, когда он подбегает ко второму обручу, оббегать его не нужно.
Эстафета №8 «Паучок»


Инвентарь: для каждой команды по одной фишке.
Подготовка к эстафете: от линии старта на расстоянии 10-12 метров, устанавливается фишка.
Все участники команды находятся за стартовой линией в колонне по одному, в положении сидя на полу – направляющий: ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади («паучок»).
Описание эстафеты: по сигналу судьи 1-й участник выполняет движение «крабом» ногами вперёд до фишки, поднимается с пола и бежит вокруг фишки, возвращаясь обратно, пробегает линию старта и передает эстафету следующему участнику, касаясь рукой его плеча. Затем по очереди это выполняют все участники команды: 2-й, 3-й и т.д. Каждый последующий стартующий продвигается вперёд и находится перед стартовой линией.
Заключение: Проведены соревнования между начальным звеном школы и средним. По мнению учащихся, среднего звена: «Просто, классно!», а младшим сначала было страшно соперничать со старшими, а потом азарт всё-таки захлестнул и добавил всем позитивных эмоций.

Класс: 6

Цели и задачи:

  1. Привитие школьникам навыков здорового образа жизни;
  2. привлечения их к систематическим занятиям спортивными играми;
  3. выявления талантливых детей для пополнения контингента спортивных секций;
  4. пропаганда спорта, как альтернатива негативным привычкам.

Инвентарь:

  1. Обручи.
  2. Скакалки.
  3. Волейбольные мячи.
  4. Деревянные дощечки.
  5. Клюшки.
  6. Теннисные мячи.
  7. Мешки.

Сроки и место проведения: Соревнования проводятся в спортивном зале МОУ СОШ №39 12 февраля Состав команды 10 человек (5 мальчиков 5 девочек).

Вводное слово: «Мы сегодня проводим необычное олимпийское путешествие. На станциях у нас будут малые «олимпийские» игры. Сделаем первые шаги в спорте, с надеждой, что кто-то из вас через несколько лет будет выступать на настоящей олимпиаде.

Чтецы:

В старину, в античном мире,
25 веков назад, города не жили в мире,
шёл войной на брата брат.

И мудрейшие решили: ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе состязаться без войны.

Пусть в Олимпию прибудет, кто отважен и силён,
для сражений мирных будет «полем боя» стадион.

С Древней Греции, с Эллады, взял пример и новый век,
возродил Олимпиады - современный человек.

Хорошо всех стран посланцам собираться,спорт любя,
и никто здесь иностранцем, не почувствует себя.

А для тех, кто в поле, в зале, кто в бассейне первым стал,-
олимпийские медали олимпийский пьедестал!

Сердце радостнее бьётся, если гордо взмыв в зенит,
Флаг твоей Отчизны вьётся и победно гимн звучит.

Приходи к нам, праздник яркий, хватит радости на всех!
Это ж лучшие подарки - песни, шутки, звонкий смех.

Много нового усвоив, будет вся ребячья рать
и равняться на героев, и пример с героев брать.

Время мчится, будто птица и, наверно, в добрый час
в гордой форме олимпийца, выйдет кто-нибудь из вас.

Программа соревнований «Весёлые старты»

I. Выход, построение команд.

II. Вступительное слово.

III. Представление команд, жюри.

IV. Эстафеты:

  1. «Встречная эстафета»
  2. «Игольное ушко»
  3. «Три прыжка»
  4. « Передал – садись»
  5. « Переправа»
  6. « Весёлая скакалка»
  7. « Кенгуру»
  8. « Хоккеисты»
  9. « Прыжки в мешках»

Инвентарь:

  1. Обручи.
  2. Скакалки.
  3. Волейбольные мячи.
  4. Деревянные дощечки.
  5. Клюшки.
  6. Теннисные мячи.
  7. Мешки.

V. Заключительное слово

VI. Награждение

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

Эстафета «Встречная эстафета»

Участники каждой команды делятся пополам. Половины команд становятся друг против друга на расстоянии 10 метров в колонны по одному. Перед первыми номерами в колоннах проводится стартовая линия. По сигналу первые бегут по направлению к противоположным колоннам. Добежав до стартовой линии, они касаются рукой плеча направляющего, а сами становятся в конец колонны. Направляющий выполняет аналогичное задание.

Эстафета « Игольное ушко»

Вдоль линии эстафеты на земле лежат 2 обруча. Стартуя, первый должен добежать до первого обруча, поднять его и продеть через себя.

Затем со следующим обручем также. И так на обратном пути.

Эстафета « Три прыжка»

Участники каждой команды выстраиваются в колонну по одному. На расстоянии 10 метров от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-й, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад, 2-й берет обруч и делает через него три прыжка, идет чередование скакалки и обруча. Чья команда быстрее справится, та и победит.

Эстафета «Передал - садись»

Играющие делятся на несколько команд, по 7-8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Эстафета « Переправа »

Участники строятся во встречных колоннах по одному на расстоянии 10 м одна от другой. Направляющие колонн первой группы получают по 3 деревянных дощечки, толщина и ширина которых не менее 10 см, длина - 25 см. Положив 2 дощечки (одну на линии старта, другую впереди, в шаге от первой), каждый из участников становится на дощечки обеими ногами, а третью дощечку держит в руках. По сигналу игрок, не сходя с дощечек, кладет третью дощечку перед собой и переносит на неё ногу, которая была сзади. Освободившуюся дощечку он перекладывает вперед и переносит на него ногу. Так игрок передвигается до противоположной стороны. Назад возвращается, бегом держа дощечки в руках. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

Эстафета « Весёлая скакалка »

Игроки каждой команды строятся за общей линией старта в колонну по одному. Перед каждой колонной на расстоянии 10–12 м ставится поворотная стойка. По сигналу направляющий в колонне выбегает из-за стартовой линии и продвигается вперед, прыгая через скакалку. У поворотной стойки он складывает скакалку вдвое и перехватывает ее в одну руку. Обратно он двигается, прыгая на двух ногах и вращая скакалку под ногами горизонтально. На финише участник передает скакалку очередному игроку своей команды, а сам становится в конец своей колонны. Выигрывает команда, игроки которой точнее и раньше закончат эстафету.

Эстафета « Кенгуру»

Участники строятся в колонну по одному. Линии старта и финиша отмечаются на расстоянии 10 м одна от другой. Направляющие колонн зажимают между ногами (выше коленей) волейбольный мяч. По сигналу направляющие начинают продвигаться вперед прыжками и, достигнув противоположной линии берут мяч в руки и бегом возвращаются назад. Так действуют все игроки. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету. Участники, закончившие эстафету, становятся в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Эстафета «Хоккеисты»

Команды строятся колонну по одному. Перед направляющим каждой команды на линии старта положены клюшка и теннисный мяч. В 15 м от линии старта обозначена контрольная линия, на которой против каждой команды поставлена фишка. Между стартовой и контрольной линиями на расстоянии 3 м одна от другой расставлено четыре стойки. По сигналу направляющие игроки каждой команды берут клюшку, мяч и, обводя стойки, добегают до фишки, огибают её, после чего бегут обратно к линии старта, также с обводкой стоек. На старте они передают инвентарь очередным игрокам, а сами становятся в конец колонны. По условиям эстафеты запрещается пропускать и сбивать стойки.

Эстафета «Прыжки в мешках»

Участники строятся в колонну по одному, расстояние до контрольной стойки 10 метров. Придерживая мешки руками возле пояса, они прыгают до обозначенного места. Оббежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующим. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Заключительное слово:

Готовы к бою за серебро и золото,
Душой и телом молоды,
Не боясь жары и холода,
Идут гордо русские спортсмены.
«Давай победу!» - ревут спортивные арены.
В единстве наша сила,
Услышь меня Россия!

Награждение победителей.

Традиционные состязания

"Борьба" (Көрәш)

Татарская национальная борьба на поясах (кушаках) "Курэш" - старинное состязание. Состязания проводили во время праздников и народных гуляний, но главные состязания проводили на главном татарском празднике Сабантуй.
Правила: В нескольких возрастных и весовых категориях ведутся поединки борцов. Борцы должны держать друг друга за кушаки и таким образом пытаться уложить соперника на лопатки. Кто первый смог бросить соперника на спину – тот и победитель. Затем проходили схватки всех победивших в категориях, и победивший всех традиционно получал титул "Батыр" (Силач) и главный приз живого барана.

"Стрельба" (Ук ату)

Стрельба из лука по мишеням. Побеждает поразивший мишени минимальным количеством стрел.

"Поднятие камня" (Ташлык)

Участники поднимают тяжёлые камни. Побеждает поднявший камень наибольшее количество раз.

"Столб" (Багана)

Необходимо залезть на скользкий отполированный вертикальный столб и дотянуться до одного приза на выбор. Стандартными призами как правило были сапоги, лапти, живой петух, связка лакомств. Зимой иногда столб перед этим поливали водой. Смысл состязания в том,что залезть на столб очень трудно, но со стороны это выглядит забавно и интересно.

"Разбивание горшка" (Чүлмәк вату)

С завязанными глазами палкой необходимо попасть по глиняному горшку и разбить его. Зрители подсказывают участникам направление.

"Перетягивание каната" (Аркан тартыш)

Канат (или толстая канатная верёвка) длиной в несколько метров кладётся посередине площадки вдоль неё. Середина каната отмечается цветной ленточкой (тряпочкой). Играющие делятся на две команды, равные по количеству игроков и по силам. Игроки, разделившись в команде на пары, встают справа и слева от каната, стараются перетянуть канат в свою сторону. Когда одной из команд удастся отойти с канатом назад так, чтобы ленточка пересекла контрольную линию, даётся свисток и борьба прекращается. Побеждает команда, которая смогла перетянуть канат на свою сторону.

"Бег в мешках" (Капчык йөгереш)

По сигналу ведущего участники должны быстро залезть ногами в мешок, и, придерживая его руками возле пояса, допрыгать до обозначенного места. Обежав его, игрок возвращается, вылезает из мешка и передает его следующему игроку, который повторяет все действия. Во время игры не допускается падение мешка. Если во время эстафеты участник упал, он может подняться и продолжить соревнование.

"Бег с яйцом на ложке" (Йомырка йөгереш)

Игроки должны бегом с яйцом на ложке во рту добраться до финиша и вернуться назад. Главное условие игры – держать ложку с яйцом во рту добраться до финиша не уронив яйцо.

"Бег с коромыслом" (Көянтә йөгереш)

Забег с ведрами наполненными водой на коромысле. Главное условие игры – добраться до финиша не разлив воды. Участники должны добежать до ориентира с ведрами наполненные водой. Обежав ориентир вернуться на линию старта и при этом не выливая воды из ведра. Побеждает тот игрок, который быстрее вернулся на линию старта, не выливая воды из ведра.

"Бой мешками" (Әтәчләр талашуы)

Шуточное состязание. Игроки садятся или встают на закрепленное округлое бревно им даются мешки наполненные тряпками или соломой и этими мешками они должны друг друга сбивать с бревна.

"Слепая охота" (Кисеп алу)

Шуточное состязание. Игроки должны с завязанными глазами с ножницами в руках подойти к указанному месту и срезать сувенир. Кто быстрее срезал - то и выиграл. Зрители подсказывают участникам направление.

"Катык"

Шуточное состязание - доставание монетки зубами из полной миски с катыком на скорость.

Конные состязания

"Скачки" (Бәйге)

Состязание всадников на прямые дистанции и по кругу. Могут участвовать от 2 и более наездников. Необходимо доскакать на коне первым до финишной линии.

"Упряжки" (Жигелеп бергә)

Соревнование наперегонки на парных конных упряжках.

"Под седлом" (Мич төбе ияр)

Быстрая езда, когда наездник держится под туловищем коня.

"Разрубить яблоко" (Чабу алма)

Необходимо на скаку разрубить яблоко, насаженное на прут.

"Платок" (Шәл)

Парень-всадник должен на полном скаку нагнуться и поднять женский платок с земли, удержавшись в седле.

"Догони и поцелуй" (Кыз куу)

Состязание женихов. Парень-всадник должен догнать девушку-всадницу и поцеловать её на скаку.

Детские игры

"Бег по следу" (Эзеннән бару)

Играющие разбиваются на; две команды и выстраиваются в две колонны за линией старта. Для каждой команды чертятся от линии старта непрерывные прямые линии, большие круги, спирали и другие фигуры. Первые игроки команд начинают бег по нарисованным линиям. Вернувшись, они касаются руками вторых игроков своих команд, а сами становятся в конец колонны. Остальные пробегают это же расстояние. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Правила:
-Не разрешается начинать бег, пока возвратившийся игрок не коснется рукой следующего.
-При беге надо строго придерживаться линий дистанции.

"В узелки" (Әйберләрне төенчек)

В эту игру хорошо играть всем классом.
Платок или шарф завязывают в узелок. Все выбирают водящего и садятся в круг на расстоянии 1,52 метра друга от друга. Водящий выходит из круга, а игроки начинают перекидывать узелок соседу справа или слева. Тот ловит и кидает тоже в любую сторону. Водящий бегает и старается поймать узелок. Если он даже коснулся узелка, игрок, у которого он был, начинает водить.
Запомни: водящий не может входить в круг! Нельзя дразнить водящего, "играть в собачки" нужно сразу, получив узелок, перекидывать его другому игроку. Нельзя кидать узелок через центр круга.

"Жмурки" (Кузбайлау уены)

Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямкинорки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямкахнорках. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: "Открой глаза!" и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.

Правила: Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.

"Займи место" (Буш урын)

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу
Никого в дом не пущу!
Как гусыня, гогочу,
Тебя хлопну по плечу
Беги!

Сказав, беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила: Круг должен сразу остановиться при слове "беги". Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8-10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренгапобедительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.
Правила: Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

"Кто первый?" (Кем беренче?)

Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой - ста­вится флажок, обозначающий конец дистан­ции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, гот считается победителем,
Правила:

Расстояние с одного конца площадки до другого должно быть не более 30 м. Сигналом может служить слово, взмах флажка, хлопок. При беге нельзя толкать товарищей.

"Лисички и курочки" (Тельки хэм тавыклар)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном - стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: "Кукареку!" По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила: Если водящему не удается запятнать коголибо из игроков, то он снова водит.

"Ловишки" (Тотыш уены)

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.
Правила: Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

"Мяч по кругу" (Теенчек уены)

Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают пере­брасывать по кругу от одного игрока к дру­гому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.

Правила: : Передача мяча выпол­няется путем броска с поворотом. Ловя­щий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.

"Медный пень" (Бакыр букэн)

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Детихозяева становятся за стульями.

На татарскую народную мелодию водящийпокупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: "Раз, два, три - беги" - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Правила: Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

"Палка-кидалка" (Сойош таяк)

Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палкукидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Правила: Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

"Липкие пеньки" (Йэбешкэк букэндэр)

Тричетыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила: Пеньки не должны вставать с мест.

"Перехватчики" (Куышу уены)

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:

Мы имеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать
Раз, два, три, четыре, пять
Ни за что нас не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила: Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.

"Продаём горшки" (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы: детигорш­ки и игроки-хозяева горшков. Детигоршки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спи­ной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и на­чинает разговор:

-"Эй, дружок, продай горшок!"
-Покупай!
-Сколько дать тебе рублей?
-Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех руб­лей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кру­гу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот зани­мает это место, а отставший становится водящим.

Правила: :
- бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
- бегущие не имеют права задевать других игро­ков;
- водящий может начинать бег в любом направле­нии. Если он начал бег влево, запятнанный дол­жен бежать вправо.

"Серый волк" (Соры бүре)

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 2030 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

Вы, друзья, куда спешите?
В лес дремучий мы идем.
Что вы делать там хотите?
Там малины наберем.
Вам зачем малина, дети?
Мы варенье приготовим.
Если волк в лесу вас встретит?
Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается когонибудь запятнать. Пленников он уводит в логово туда, где прятался сам.

Правила: Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

"Скок-перескок" (Кучтем-куч)

На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий.
Водящий говорит: "Перескок!". После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останет­ся без места, становится водящим.

Правила:
- нельзя выталкивать друг друга из кружков;
- двое играющих не должны находиться в одном кружке;
- при смене мест кружок считается за тем, кто рань­ше вступил в него.

"Спутанные кони" (Тышаулы атлар)

На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее не более 20 м. устанавливаются флажки, стойки. Играющие делятся на тричетыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки.
По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Правила:
Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м.
Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).

"Стрелок" (Уксы)

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила: В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды "Сесть!" присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

"Тимербай"

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись,
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали
Друг на друга поглядели,
И все так вот сделали!

С последними словами вот так водящий делает какоенибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила: Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

"Угадай и догони"

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водя­щий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать. Правила:

В случае если водящий не поймет товарища, можно повторить игру еще раз с ним. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колон­ны, а пойманный становится водящим. В иг­ре устанавливается строгая очередность.

"Хлопушки" (Абакле)

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает когонибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила: Пока водящий не коснулся чьейлибо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

"Хромая лиса" (Аксау төлке)

Перед началом игры на земле рисуются два круга: диаметром 510 м (курятник) и диаметром 12 м (дом хозяина). Играющие (их может быть от пяти до двадцати человек) выбирают хозяина и лису. Остальные играющие куры. Лиса бежит мимо дома хозяина. Хозяин спрашивает ее: "Куда ты?" "За шубой", отвечает лиса. После этого хозяин "засыпает", а лиса бежит в курятник и должна, прыгая на одной ноге, поймать кур (куры бегают на двух ногах). Если лиса осалила курицу, та становится лисой.

А хозяин из своего круга следит за тем, чтобы лиса все время скакала на одной ноге. Если же лиса встанет на две ноги, хозяин "просыпается", бежит в курятник и ловит ее. Если поймал, то сам становится лисой.

"Юрта" (Тирмә)

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок!

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила: С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Все мальчики класса делятся на 2 или 3 команды. На конкурс приглашаются мамы и девочки класса. Выбирается жюри из 3-5 человек. Роль ведущего выполняет учитель.

Конкурс лучше всего проводить в малом спортивном зале. Зал украшен воздушными шариками, звучат мелодии спортивных песен, отведены места для команд.


Для проведения конкурсов потребуется 2-3 волейбольных мяча, 4-6 конвертов, 2-3стакана воды, 3 столовые ложки, 3 небольшие банки, 3 набора одинаковых букв (например, для слова НОСИЛКИ), 3 чистых мешка для бега, 3 одинаковых набора мозаики.


Ведущий поздравляет всех с праздником, желает командам победы и начинает конкурсы.


Конкурс 1-й: Собрать картинку.
Каждая команда получает по конверту, в котором лежит разрезанная открытка. Задача команды - собрать разрезанную открытку. Максимальное количество баллов - 3 очка.


Конкурс 2-й: Передача мяча.
Команды выстраиваются в колонну по одному. Задача - передать мяч через голову, при этом последний, получив мяч, перебегает вперед, и так до тех пор,пока вновь первым не окажется тот, кто начинал конкурс.


Конкурс 3-й: Отгадай загадку.
Капитаны команд получают конверт, в котором по 3 загадки. Кто быстрее и правильнее отгадает, также получает 3 очка.


Загадки:
Доска на веревках не хуже лошадки, катает всех ловких на детской площадке (качели) .

Между деревьями кровать, качаясь, можно отдыхать (гамак) .

Из-под крыши крыша под дождик вышла (зонт) .

На дыбы поставил кузов и избавился от груза (самосвал) .

В колесе не белка, а цветная стрелка, кто заблудится в пути, говорит, куда идти (компас) .

Что за лента без колес, протянулась средь берез, через поле, через луг, и на север, и на юг (река) .

И сам он держится за дно, и держит судно заодно (якорь) .

Бежит при ветре споро без весел и мотора (парус) .

В белоствольном зале срезали, связали и пустили бороду по пыльному городу (метла) .


Конкурс 4-й: Ловкость рук.
Пронести ложкой воду (перелить воду из стакана в банку). Побеждает та команда, у которой больше воды будет в банке.


Конкурс 5-й: Стрелок.
Попасть в цель мячом. На стене нарисован небольшой круг. С расстояния 5-6 м бросают мягкий мяч. Каждый делает 1 бросок. Сколько попаданий, столько очков получает команда.


Конкурс 6-й: Всезнайка.
Каждая команда получает по набору одинаковых букв. Например: о, и, и, л, н, с, к. По сигналу учителя команды должны собрать слово, при этом использовать все буквы. Слово надо не выкрикивать, а собрать на полу. В нашем случае это слово НОСИЛКИ. Максимальное количество баллов - 3.


Конкурс 7-й: "Обувайка”.
Хорошо ли вы знаете свою обувь? Обе команды сидят на стульях. Свою обувь они снимают, им завязывают глаза, обувь перемешивают, и дети должны найти свою обувь с завязанными глазами и надеть ее правильно на свою ногу. Если вся команда сделает это быстро и правильно, получает 10 очков. Следующая команда получает столько очков, сколько членов команды правильно надели свою обувь.


Конкурс 8-й: Бег в мешках.
Залезть в мешок, добежать до указанного места, обежать вокруг него и вернуться в команду, быстро передать мешок следующему игроку и так до конца.


Конкурс 9-й: Собери мозаику.
Какая команда быстрее соберет рисунок на мозаике. Победитель получает 5 очков.


Жюри подсчитывает очки. Команды выстраиваются для объявления результатов.Все участники конкурса награждаются небольшими сувенирами.

Цель: учить детей прыгать в мешке. Развивать ловкость, быстроту, выдержку.

Ход игры:

Двое - трое детей надевают себе на ноги просторные мешки и прыгают до ориентира, кто это сумеет преодолеть это расстояние быстрее тот и выигрывает.

Усложнение: в мешке находится 2 ребёнка.

Подвижная игра «Волки и овцы»

Цель: учить детей прыгать широкими шагами, стараясь запятнать «овцу». Развивать ловкость, быстроту. Укреплять мышцы ног.

Ход игры:

Дети изображают овец, двое или трое из них волки. Волки прячутся на одной стороне площадки в овраге. Овцы живут на противоположной стороне лужайки. Они выходят погулять, разбегаются по лужайке, прыгают, присаживаются и щиплют траву. Как только воспитатель произнесёт: «Волки!», волки выскакивают из оврага и бегут широкими прыжками за овцами, стараясь поймать их, пойманных, волки отводят к себе в овраг.

2 вариант:

Начертить овраг шириной 80-10см. Овцы должны перепрыгивать через овраг, а волки их осалить.

Подвижная игра «Лиса и куры»

Цель: учить детей спрыгивать с предметов, приземляясь на носки полусогнутые колени, бегать врассыпную, не наталкиваясь. Развивать ловкость, внимание. Укреплять своды стоп.

Ход игры:

Дети изображающие кур стоят на скамейках, кубах, пеньках. Один ребенок выбирается лисой она сидит в своей норе. По сигналу куры спрыгивают с насеста и бегают по двору, подпрыгивают, похлопывают крыльями, клюют зёрна. По сигналу воспитателя лиса выбегает из своей норы и старается поймать замешкавшуюся курицу. Куры должны быстро взлететь на насест. Кого поймала лиса, уводит к себе в нору.

2 вариант:

Лиса потихоньку начинает подбираться к курам, один из детей изображающий петуха замечает лису и кричит громко: «Ку-ка-ре-ку!». По этому сигналу куры убегают на насест. Петух следит за порядком и взлетает на насест последним. Лиса ловит ту курицу, которая не сумеет удержаться на насесте или не успеет взлететь на насест. И уводит её в нору, но на пути ей неожиданно встречается охотник с ружьём (воспитатель) испугавшись лиса, отпускает курицу и убегает, а курица возвращается домой.

Подвижная игра «Кто прыгает»

Цель: учить детей прыгать на двух ногах, приземляясь на носки полусогнутые ноги. Развивать внимание, быстроту. Укреплять своды стоп.

Ход игры:

Дети стоят по кругу воспитатель с ними. Он называет животных и предметы, которые прыгают и не прыгают, при этом поднимая руки вверх. Например, воспитатель говорит: - лягушка прыгает, собака прыгает, черепаха прыгает, кузнечик прыгает и т. Д. по условиям игры дети должны сказать «да» и подпрыгнуть только в том случае если воспитатель назвал животное, которое действительно может прыгать.


2 вариант:

Прыжки ноги скрёстно или подскоками.

Подвижная игра «Прыгаем по кругу»

Цель: учить детей прыгать на двух ногах по кругу, держа руки на поясе. Приземляясь на носки полусогнутые ноги. Укреплять своды стоп. Развивать внимание, умение действовать по сигналу.

Ход игры:

Каждый играющий выкладывает из шишек, верёвочек, камушков кружок диаметром 60см. все встают левым, правым боком к своему кружку, кладут руки на пояс и по сигналу воспитателя начинают прыгать на двух ногах вокруг своего кружочка. По сигналу: «Стоп!» дети немного отдыхают, и опять начинают прыгать в противоположном направлении.

2 вариант:

Все играющие выпрыгивают из кружков и бегают по поляне, отбегая подальше от кружков. По сигналу дети бегут к кружкам и становятся в них, кружков должно быть на одного меньше.